Судостроители собрались на «Неве»

85

Традиционная выставка открылась в павильонах «Экспофорума»

Международная выставка и конференция по гражданскому судостроению «Нева» впервые прошла еще в Ленинграде, когда отрасль по праву считалась одной из ведущих в промышленности страны, берега которой омывали дюжина морей и три океана, а наш город был признанной столицей судостроения. С тех пор каждые два года производители, проектанты, нефтедобытчики, рыбаки и моряки неизменно собирались в Северной столице. Нынешняя выставка «Нева-2019», которая открылась в павильонах «Экспофорума», стала уже 15-й по счету.

Сегодня «Нева» является признанной в мире B2B (от английского «Business to business» – «бизнес для бизнеса». – Прим. ред.) площадкой для развития международного и национального сотрудничества в области гражданского судостроения. Она не предназначена для широкой публики. Ее основная задача – способствовать диалогу экспертов и специалистов, которые приезжают в наш город показать свои достижения, посмотреть, что за прошедшее время сделано коллегами-конкурентами, найти покупателей для своей продукции или, напротив, выбрать лучших поставщиков оборудования и комплектующих для собственного производства. Стенды различных фирм – от государственных корпораций до небольших частных предприятий – заняли три павильона. Часть экспозиции, на которой были представлены главным образом катера, выплеснулась под открытое небо. География производителей – от Передней Померании в ФРГ до Гонконга.

Едва ли не половину первого павильона заняла Объединенная судостроительная корпорация и стенды входящих в нее предприятий. В том числе и петербургских. В частности, свои гражданские наработки представили гранды оборонки. Например, один из основных создателей подводного флота России – ЦКБ МТ «Рубин». На «Неве» конструкторы выставили для ознакомления свою подводную технику мирного назначения. Среди различных необитаемых аппаратов выделялся макет субмарины, состоящей из двух отдельных корпусов, соединенных жесткими перемычками. Этакий подводный катамаран.

По словам одного из представителей «Рубина», этот проект был создан для работ по освоению подводных месторождений. Конструкция катамаранного типа позволит доставлять на глубины до нескольких сотен метров крупногабаритные грузы. В представленном на выставке макете это был энергетический модуль, который лодка с помощью талей опускала на заранее установленный на дне фундамент. Как пояснили конструкторы, монтаж оборудования на больших глубинах планируется осуществлять с помощью дистанционно управляемых необитаемых аппаратов.

В глубине павильона над экспозицией возвышается футуристического вида прогулочный катамаран. Сделав шаг по его верхней палубе, понимаешь, что выглядит она необычно. Еще через секунду осознаешь, что под ногами – панели солнечных батарей.

– Особенность этого катамарана в том, что на нем нет других двигателей, кроме электрических, – рассказал «Вечёрке» Алексей Зюзин, заместитель генерального директора ООО «НПК Морсвязьавтоматика» – разработчика и производителя катамарана. – Автономность судна – около десяти часов, скорость – до восьми узлов. Он предназначен для прогулок по рекам и озерам. В частности, в представленной на выставке модификации – по Неве с выходом в Финский залив. В зависимости от цели прогулки он может принять на борт от тридцати до шестидесяти человек.

Как пояснил Алексей Зюзин, питание двигателей производится от аккумуляторов. Установленные на верхней палубе солнечные батареи могут дать лишь дополнительную энергию для внутрисудовых нужд. Разработчики предусмотрели несколько вариантов зарядки электрокатамарана, которая займет от полутора до восьми часов в зависимости от мощности станции. Основной вариант – ночная. Также можно подпитывать батареи днем во время погрузки и выгрузки пассажиров. По расчетам, в режиме «белых ночей» с подзарядкой в дневное время катамаран может проработать с восьми утра до часу ночи. То есть две полные смены.

Пока говорить о масштабном внедрении судов на электродвигателях в Петербурге рано – сперва нужно создать сеть зарядных станций. Тут придется либо прибегать к помощи городского бюджета, либо привлекать к делу крупного перевозчика, который согласится инвестировать средства в экологичный речной транспорт.

Еще одно центральное место, но уже в соседнем павильоне занял дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда». Это самое современное предприятие в стране, строительство которого началось 10 лет назад – в 2009 году и продолжается до сих пор, хотя часть мощностей уже действует. По занявшему центр экспозиции макету «Звезды» можно понять размах, с которым ведутся работы. А вокруг макета хороводом выстроились модели судов, которые либо уже заложены, либо предполагается строить на Дальнем Востоке. Среди них – ледокол «Лидер», на который еще недавно претендовали предприятия европейской части страны. В частности – Балтийский завод.

Активно представлено на «Неве» возрождающееся судостроение Крыма и Севастополя. Козырь первого – керченский завод «Залив», на стапелях которого строился единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». По появившейся недавно в СМИ информации, в Керчи, вероятнее всего, будут строить десантные вертолетоносцы – более современный аналог французских «Мистралей». Что касается Севастополя, то расположенное там ЦКБ «Коралл» еще в советские годы было ведущим проектантом полупогружных и самоподъемных буровых платформ для добычи полезных ископаемых на шельфе. А строили их в том числе и на Выборгском судостроительном заводе.

Рассказывать о «Неве-2019» можно долго, перечисляя именитые и не очень компании, которых собралось в Петербурге более шестисот из 36 стран ближнего и дальнего зарубежья. Параллельно с выставочной программой пройдут конференции, круглые столы и презентации. График у «Невы-2019», которая закрывается в пятницу, очень плотный.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here