Два железнодорожных полукольца появятся в Петербурге

Смольный согласовал с РЖД первый этап концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры. Документ разработан при участии Института экономики и развития транспорта.

Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербургского транспортного узла была представлена на правительстве города. Она предполагает строительство к 2030 году двух железнодорожных полуколец внутри мегаполиса – Северо-Восточного и Юго-Западного. По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Олега Тони, железнодорожные полукольца пройдут по маршрутам: Ораниенбаум – Белоостров и Ораниенбаум – Токсово.

Первый начнется у станции Белоостров, протянется вдоль северного берега Финского залива с остановками в Сестрорецке, Лисьем Носе, Лахте. На этом маршруте предусмотрена также возможность пересадки на станции метро «Старая Деревня», «Черная речка», «Лесная», «Ладожская», «Волковская» и «Электросила», далее – к «Броневой» с остановкой в аэропорту Пулково, к железнодорожной станции Сосновая Поляна с конечным пунктом прибытия в Ораниенбауме.

Вторая линия пройдет от Токсова, через Капитолово, с пересадками на станции метро «Девяткино», «Ладожская», дублируя маршрут первой линии до «Броневой», без остановки в Пулкове. Конечным пунктом станет Сосновая Поляна и Ораниенбаум. Протяженность первого полукольца – 109,7 км (время в пути – 2 часа 18 минут), второго – 73 км (1 час 32 минуты). Запланированный интервал движения поездов – 10 минут. В рамках проекта будет построено девять транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими парковками и с обеспечением коротких пешеходных связей для удобной и быстрой пересадки без выхода на улицу (по принципу «сухие ноги»).

Отдельно прорабатываются связи железной дороги с подвозящими маршрутами наземного пассажирского транспорта. Общая площадь зоны влияния полукольца оценивается в 150 кв. км, или около 10 процентов территории Петербурга, приводятся цифры в документе к проекту. Коммерческая застройка в прилегающей зоне развития – 2,5 млн кв. метров.

80 миллионов пассажиров в год

В перспективе согласно предложенной концепции внутригородское железнодорожное полукольцо должно объединить линии метро и пригородные пути с электричками в единую транспортную систему. Когда полукольца заработают, по утверждению авторов концепции, электрички станут альтернативой метро. Для сравнения: пригородным железнодорожным транспортом за прошедший год перевезено около 80 млн человек, это лучший показатель за восемь лет, говорят в АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».

А когда Петербург полностью «окольцуют», железная дорога должна соединить все пять линий петербургского метрополитена, что позволит горожанам с помощью общественного транспорта быстро добираться в любую точку города. Ориентировочный срок реализации обоих проектов – 2030 год. Планируется, что инвестиции в проект могут составить не менее одного триллиона рублей. Окончательную стоимость проекта РЖД планирует назвать в декабре этого года.

Стремление развивать в Петербурге железнодорожный транспорт эксперты называют уникальным. Последние несколько лет тенденция была обратной – власти предпочитали сокращать число электричек, а железную дорогу предоставлять в распоряжение грузовых поездов. Сейчас посыл другой – приоритет отдать пассажирским перевозкам.

Среди преимуществ такой модели эксперты называют возможность организовать сообщение между городом и аэропортом Пулково, обеспечение доступности курортного Сестрорецкого направления и бизнес-кластера «Лахта-центр». Транспортная доступность позволит развивать и жилищное строительство на новых направлениях. Его объем в районах, прилегающих к железной дороге, может вырасти до 69 млн кв. метров.

Перспективы для развития города

По мнению заведующей кафедрой «Экономика транс­порта» Университета путей сообщения Натальи Журавлевой, Петербург нуждается в дополнительных транспортных артериях. «Железнодорожные связи между периферийными агломерациями обустроены во многих городах мира. Это стало одним из градостроительных принципов и путей организации пассажирских перевозок в мегаполисах. Петербург приступает к решению такой задачи, и это открывает хорошие перспективы для развития транспортной инфраструктуры города в будущем», – говорит она.

В свою очередь эксперт по транспортному развитию территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников утверждает, что в пятимиллионном Петербурге железнодорожный транспорт – это лучший способ передвижения, потому что он не стоит в пробках и движется быстрее, чем любые автобусы.

Впрочем, первый этап концепции – это пока лишь обозначение намерений. Результаты второго этапа разработчики концепции представят в ноябре 2019 года. Однако руководство ОАО «РЖД» уже заявило о готовности вложить до 2024 года в развитие железнодорожной инфраструктуры Петербурга 88 млрд рублей.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here