«Вечерний Санкт-Петербург» продолжает серию публикаций, посвященных 25-летию Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Сегодня – рассказ о работе депутатов второго созыва.

Уважаемые петербуржцы!

В истории петербургского парламента, который в 2019 году отметит свое 25-летие, второй созыв занимает особое место. Благодаря именно депутатам вектор политики городской власти получил жесткую социальную направленность, которая неизменно сохраняется на протяжении минувших десятилетий.

Перед депутатами второго созыва стояла сложнейшая задача – смягчить для горожан последствия экономического и финансового кризиса 1998 года, помочь петербуржцам пережить тяжелые времена. По сути, требовалось совершить практически невозможное – обеспечить широкомасштабную поддержку нуждающихся, сохранив резервы для развития городской экономики. Это очень трудно – думать на будущее, когда сегодня катастрофически не хватает средств на решение текущих вопросов. В таких условиях важно не скатиться в разрушительный популизм, четко расставить приоритеты, выстроить продуманную на годы вперед стратегическую линию развития.

Депутатскому корпусу пришлось тогда работать буквально на износ. Законодательным собранием второго созыва было принято почти 500 законов, две трети из которых разработали непосредственно парламентарии, комитеты и комиссии петербургского парламента. Вступили в действие 27 городских целевых программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, образования и здравоохранения, совершенствование трудовых отношений и молодежной политики. Именно в этот период отличительной особенностью бюджета Санкт-Петербурга стала его социальная направленность.   

Ключевую роль Законодательное собрание второго созыва сыграло и в формировании судебной системы города. Был принят закон «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» – главном хранителе правового поля города. Началась активная работа по созданию мирового судопроизводства – самой близкой для граждан ветви судебной власти.

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав МАКАРОВ

Новый городской парламент оправдал надежды петербуржцев. Это стало ясно уже в ходе декабрьских выборов 1998 года, когда на избирательные участки пришли более полутора миллионов жителей Северной столицы. Явка избирателей составила более 40 процентов и значительно превзошла предварительные прогнозы. Люди на себе почувствовали, что решения, принимаемые в Мариинском дворце, напрямую влияют на их жизнь, и проголосовали, стремясь обеспечить себе достойное представительство. Показательно, что, несмотря на жесточайшую конкуренцию (за 50 мандатов боролись 587 кандидатов – как независимых, так и представлявших широчайший спектр политических сил), более половины депутатов первого созыва сохранили свои полномочия. Увеличилась женская часть депутатского корпуса – к Наталье Евдокимовой, переизбранной на второй срок, в ходе довыборов 2001 года присоединилась Зоя Заушникова.

Хотя выборы проходили исключительно по одномандатным округам, голосование показало значительный рост авторитета признанных политических объединений города. Одна из петербургских газет после окончательного подведения итогов резюмировала: «Впервые Петербург продемонстрировал блоковое партийное голосование. Если посмотреть на список финалистов, то нетрудно заметить, что независимых среди них – единицы…» Политическое пространство Законодательного собрания второго созыва отличалось исключительным разнообразием. Во многом из-за этого организационный период затянулся практически на четыре месяца. Создавались и распадались депутатские блоки, менялся состав объединений. Едва ли не каждое предложение сопровождалось острейшими дискуссиями, иногда требовалось немало времени, чтобы достичь компромисса. Только 14 апреля 1999 года депутаты окончательно приняли постановление о структуре парламента, которая за прошедшие два десятилетия принципиально не изменилась. Она и сегодня включает в себя семь постоянных, а также счетную и редакционную комиссии. Депутатские координационные группы, работавшие в Собрании первого созыва, были преобразованы в комитеты и постоянные комиссии.

Как ни странно, но именно эта сложнейшая ситуация продемонстрировала, насколько верный выбор в декабре 1998 года сделали петербуржцы, – даже в пылу политических баталий парламентарии не забывали о своих прямых обязанностях законотворцев. Организационные проблемы так и не превратились в настоящий кризис. Собрание продолжало свою работу. Каждую среду общим голосованием депутатов избирался председательствующий, который вел пленарное заседание и подписывал принятые нормативные акты. Всего за время своей работы Законодательное собрание второго созыва рассмотрело и приняло почти 500 законов. Заседания в Мариинском дворце порой продолжались допоздна. Время требовало от депутатского корпуса серьезных усилий, высокой ответственности и оперативности.

В июне 2000 года депутаты наконец достигли компромисса по вопросу об избрании председателя Законодательного собрания и его заместителей – до этого ни одна из кандидатур не могла набрать достаточного количества голосов. В итоге председателем стал Сергей Тарасов, а его заместителями – Сергей Миронов и Константин Серов. Позже, когда Сергей Миронов стал представителем Законодательного собрания в Совете Федерации, его место занял Вадим Тюльпанов – будущий председатель парламента третьего и четвертого созывов.

Как и во всей стране, финансовый кризис 1998 года больно ударил по большинству жителей Петербурга. Резкий рост цен за несколько дней фактически обнулил сбережения сотен тысяч горожан и изрядно потрепал покупательную способность заработных плат. Низкооплачиваемые работники, многодетные семьи, инвалиды, ветераны и вовсе оказались на пороге нищеты. Поэтому именно социальная политика стала главным приоритетом в работе Законодательного собрания. От депутатов требовалось срочно выстроить эффективную систему поддержки наиболее уязвимых слоев населения в условиях значительного сокращения бюджетных доходов. При этом важно было не скатиться в популизм и точно определить первоочередные задачи.

За три года депутатами было принято 27 городских целевых программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, образования и здравоохранения, инвалидов и людей, страдавших тяжелыми хроническими заболеваниями, совершенствование трудовых отношений и молодежной политики. На многие годы они стали действенным инструментом реализации социальной политики, который не только помог развязать самые «тугие узлы», но и позволил упорядочить целые сферы жизни города. Некоторые из этих программ, например «Молодежи – доступное жилье», действуют до сих пор. В соответствии с ней только в прошлом году более 2,7 тыс. молодых семей получили социальные выплаты общей суммой порядка 4,8 млрд рублей. Петербург стал одним из первых регионов России, применивших программный принцип формирования бюджетных расходов, к которому затем перешла вся страна. Именно в это время отличительной особенностью петербургского бюджета стала его жесткая социальная направленность.

Также в числе первых Петербург перешел к принципу оказания адресной поддержки. То есть определяющим критерием стал совокупный доход семьи льготника. Отныне город брал под защиту только тех, кто действительно в ней нуждался. В дальнейшем по тому же пути пойдут и федеральные законодатели.

В целом же второй созыв принял более 80 законов, направленных на укрепление социальной защиты жителей города. При этом Петербург сумел сохранить резервы для дальнейшего развития. В первую очередь за счет взвешенного до скрупулезности подхода к распределению финансов. Несмотря на сложную экономическую обстановку, город продолжал выполнять все свои кредитные обязательства как перед организациями, так и перед гражданами. Это реноме надежного партнера позволит Петербургу в будущем свободно привлекать не только заемные средства, но и по-настоящему крупные долгосрочные инвестиции для реализации стратегических проектов, успешно развивать экономику города. Сегодня Северная столица входит в топ-5 российских регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

В то же время продолжалась работа по формированию правовой системы города. Депутаты приняли закон «Об Уставном суде Санкт-Петербурга» – высшей судебной инстанции региона, которая не только рассматривает вопросы о соответствии нормативных актов Уставу, но может давать толкование городской конституции. Создавалось мировое судопроизводство, как показала практика – одна из самых востребованных гражданами ветвей судебной власти. Сегодня каждый из 211 мировых судей Петербурга в среднем рассматривает по 307 дел в месяц. Была проделана большая работа по приведению нормативно-правовой базы города в соответствие с федеральным законодательством. Под руководством нового президента России Владимира Путина в стране шла активная унификация регионального законодательства, с тем чтобы укрепить единство государства и создать равные правовые условия для всех граждан. Петербург был лидером этого процесса.


Фото из архива пресс-службы Законодательного собрания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here