«Придворную оперу» представили читающей публике

Книжные аллеи на стыке Малой Конюшенной и Невского в Петербурге – одном из самых читающих и библиофильских городов мира – пользуются немалой популярностью. Сезонный проект «Театральный Петербург на Книжных аллеях» прибавляет и без того сверхвостребованному пространству еще публики, привлекая, без сомнения, и многочисленных летних туристов.

В минувшее воскресенье здесь состоялся третий из шести концертов цикла «Эскизы к опере», организованного театром «Придворная опера» и ее основателем и бессменным художественным руководителем музыковедом Людмилой Модиной. Вечер был посвящен так называемой большой опере середины и второй половины XIX столетия – прославленным шедеврам Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Лео Делиба и, конечно же, Жоржа Бизе с его безумной и бессмертной «Кармен». С последним из перечисленных оперных гениев не обошлось без сенсации – оказывается, согласно исследованиям современных французских историков музыки, существует вполне правдоподобная и жизнеспособная версия насильственного ухода из жизни гениального певца Арлезианки и Кармен…

– Я вместе с солистами нашего театра в рамках цикла «Эскизы к опере» хочу поделиться с уважаемой публикой мировыми оперными хитами от эпохи барокко и до наших дней и, безусловно, моими любимыми ариями, потому что, в конце концов, это мой проект, – сказала Людмила Модина в эксклюзивном интервью «Вечёрке». – Впереди у любителей оперы еще три наших концерта.

В ближайшее воскресенье, 25 августа, на Книжных аллеях прозвучит программа «Русская музыка», где будут исполнены знаменитые оперные арии Чайковского (из «Онегина», «Пиковой дамы», «Иоланты»), Римского-Корсакова (из «Снегурочки», «Царской невесты», «Сказки о царе Салтане»), Рахманинова (из «Алеко»), а также ария Болконского из «Войны и мира» Сергея Прокофьева.

1 сентября будет «Авангард, веризм и советская музыка».

И в заключительный вечер, в воскресенье, 8 сентября, здесь пройдет гала-концерт из оперных хитов всех времен и народов, где мы планируем спеть арию с цветком Хозе, «Вертера» Массне, сцену у Зимней канавки из «Пиковой дамы» и многое другое.

Сказала несколько слов Людмила Модина и о театре «Придворная опера»:

– Тринадцать лет назад вместе с коллегами – оперными певцами, дирижерами, пианистами – мы создали новый оперный театр, в котором молодые и одаренные люди могли претендовать на то, чтобы, не дожидаясь очереди длиною в жизнь, выйти на большую сцену и петь в великих операх. Театр возник из драгоценного «ничего». Денег не было, помещения не было, поддержки не было. Но были люди, одаренные прекрасными голосами, актерским талантом и неуемной жаждой свершений. Вокруг театра собралась чудесная молодежь. Появились поклонники и даже фанаты. Денег, безусловно, не прибавилось, сил – тоже. Но наслаждение результатом – не исчезает. Об остальном судить не нам. За эти годы мы поставили немало великих опер и музыкальных спектаклей – «Анну Болейн» Доницетти, «Добрыню Никитича» Гречанинова, «Пиковую даму» Чайковского, пастораль Генделя «Ацис и Галатея». В нашем репертуаре оперы Сальери, Галуппи, Масканьи. Практически все они звучат на русской сцене впервые. Необычный для русской сцены репертуар, в который входят сочинения авторов, любимых российской императорской фамилией, позволил нам дать театру новое название. Теперь он называется «Придворная опера». Мы показываем свои спектакли в роскошных залах Эрмитажа и других дворцов.

С погодой в этот раз любителям повезло: ни дождя, ни жары. Публики было много: кто-то успел занять места в партере, кто-то – в близлежащих кафе, остальные мужественно отстояли два часа на ногах. Успех, несмотря на вынужденное пение «под фанеру» и под электрическое пианино и несовершенную акустическую систему микрофонов-усилителей-динамиков, был феерический. Высокое исполнительское искусство певцов и музыка оперных гениев победили не самые благоприятные внешние обстоятельства.

Сначала было очень много Верди – запись его единственной исполняющейся отдельно в концертах увертюры к опере «Сила судьбы» в качестве симфонического предисловия, а потом фрагменты из «Риголетто», «Травиаты» и «Аиды», в которых блистали знакомый нашей публике по «Опере – всем» солист Мюзик-холла драматический баритон Вячеслав Дусенко (Риголетто), солист «Придворной оперы» Сергей Боголюбский (Герцог Мантуанский, Альфред, Радамес), бесконечно обаятельная сдержанная китаянка Люй (Азу­чена), во втором отделении спевшая Хабанеру Кармен. Екатерина Гагарина представила свою версию Виолетты, а Мария Лакунина – Джильды.

Предваряя своим вступительным словом четыре эпизода из «Кармен», завершившие концерт, музыковед Людмила Модина сделала сенсационное для публики заявление. Оказывается, согласно версии современных французских исследователей, образ Кармен был срисован гениальным Бизе с собственной неверной жены Женевьевы, в девичестве Галеви. А умер он, как утверждают источники Людмилы Модиной, вовсе не от инфаркта, а от резаной раны на шее, которую либо нанес себе сам, либо получил от удара ножом любовника жены Эли Делаборда. Он был последним человеком, видевшим Бизе живым. Вопросы с врачами и полицией, по слухам, были решены деньгами, и Делаборд избежал гильотины, а вдова композитора – позора.

После таких откровений знаменитая музыка Бизе зазвучала еще интереснее…


Вячеслав КОЧНОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here