На железной дороге готовы к внедрению новых технологий

В структуре Октябрьской железной дороги создан уникальный отдел – Региональная инновационная площадка (РИП), позволяющая вести прямой диалог с разработчиками передовых решений, предлагаемых для внедрения в ОАО «РЖД».

Теперь если у компании есть разработки, отвечающие потребностям железной дороги, то они могут воспользоваться уникальной возможностью и рассказать о своем продукте напрямую, обратившись к специалистам РИП.

Создавая площадку, по сути – центр, на базе которого организуются встречи между представителями компаний и железнодорожниками, руководство РЖД задалось целью создать точку притяжения инновационной активности в области востребованных технических решений. Отметим, что на данный момент компании в первую очередь интересны разработки, касающиеся систем транспортной безопасности, в том числе и на железнодорожных переездах, решения, направленные на рост производительности труда, внедрение новых технологий в области диагностики и содержания объектов инфраструктуры, расширение сервисов для пассажиров.

Система взаимодействия довольно проста: специалистами площадки с участием инженеров региональных дирекций проводятся встречи с представителями компаний, предлагающих инновационные решения. Далее на полигоне дороги проводятся испытания предложенных технологий, по результатам делаются выводы о возможности и эффективности их практического применения. Новая система значительно упрощает и ускоряет диалог железнодорожников и компаний-разработчиков, исключая посредников.

– Ко мне часто приходят с разными идеями. Я обычно их внимательно выслушиваю. Но при этом представители компаний никогда не спрашивали, что нам требуется. Теперь же эта площадка работает именно исходя из запросов и интересов железной дороги. Помимо прочего, мы находим взаимодействие с городским промышленным и научным кластером, – рассказывает главный инженер железной дороги Виталий Попов. – Более того, современные технические устройства необходимо где-то производить. И мы хотим, чтобы предприятия города приняли в этом участие. Отмечу, что у одобренных инновационных решений есть серьезные перспективы по внедрению на сети железных дорог России, а это очень большие объемы. Поэтому сейчас мы ведем активный диалог с компаниями-производителями, входящими в Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. И для города это выгодно: рабочие места и налоги.

Несмотря на то что с момента открытия площадки прошло не так много времени, за этот период произошло немало позитивных событий.

Например, на базе РИП были представлены разработки использования энергоэффективных технологий на общественном транспорте: именно здесь властям города и руководству РЖД впервые продемонстрировали водородную батарею на топливных элементах, которая станет сердцем опытного трамвая. Его испытания планируется провести уже в сентябре. По словам Виталия Владимировича, технология очень интересная и железнодорожники будут внимательно следить за судьбой проекта.

Начата работа с двумя десятками компаний, предлагающих инновационные проекты. На данный момент планируется организовать системную работу с АО «Технопарк Санкт-Петербурга», СПбГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства», региональным оператором фонда «Сколково» в Петербурге. В планах – организация взаимодействия с региональными и федеральными институтами развития, такими, как Фонд развития промышленности Петербурга, Фонд содействия инновациям, АО «Роснано».

Исходя из сложившейся практики на Октябрьской железной дороге пришли к выводу, что крайне важно сопровождать проект на всех этапах: с момента принятия решения о целесообразности разработки, проведения испытаний и до момента ввода в эксплуатацию. Только такой подход позволяет сократить сроки внедрения нового инновационного решения. Яркий пример – сотрудничество с АО «ОКБ «Электроавтоматика» им. П. А. Ефимова».

– Они предложили интересное решение, позволяющее создать отечественный продукт, превосходящий по многим характеристикам импортные аналоги – концевой цанговый зажим, используемый в конструкции контактной сети. Предложенный продукт оказался значительно надежнее и дешевле существующего аналога. Разработчик дал нам практически пожизненную гарантию, – подчеркнул главный инженер. – Партия опытных образцов прошла приемочные испытания в специализированном испытательном центре. Приобретение данных деталей включено в план закупок региональной дирекции.

Быстрый успех укрепил сотрудничество Октябрьской железной дороги с ОКБ «Электроавтоматика»: на данный момент производителем по заказу железнодорожников разработано домкратовидное устройство закрепления подвижного состава, позволяющее без участия человека закреплять составы на сортировочной горке.

– До недавнего времени мы закупали подобные устройства за границей. Получившийся продукт полностью создан в России, – пояснил в завершение беседы Виталий Попов. – Сейчас мы ждем заключения наших экспертов, определяем полигон испытаний, но абсолютно уверены, что данная разработка подтвердит эффективность.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here