В историческом парке прошел традиционный Международный фестиваль «Ночь света»

Темой нынешнего фестиваля стала вода во всех ее проявлениях. Приехавшие погрузились в таинственный мир неизведанных глубин, порожденный силой света, звука и воображения художников.

Напомним, что в рамках фестиваля проводится конкурс световых инсталляций и видеомаппинга. В этом году название конкурсной программы – «Отражения». Тема невероятно емкая, побуждающая авторов искать образы, ассоциации, метафоры и сюжеты. В ней есть место для сложных технологических решений, виртуальной реальности и простых аналоговых объектов.

Воздух прозрачен и свеж, парк тонет в полумраке, сквозь сплетение деревьев видно завораживающее мерцание огней. Бархатно-черное небо августа освещают зарницы видеомаппинга на Иорданском фасаде Гатчинского дворца, магический зеленый свет льется на замершие воды Белого озера от инсталляции, изображающей объемную молекулу H2O, а на берегу нас встречают каплевидные фигуры рыбаков, выполненные из нержавеющей стали, – они словно зеркало и в каждом из них мы видим свое отражение.

Внимание привлекает композиция из трех объектов-раковин, расположившаяся на высокой части берега озера, – Aqua Mirror, или «Зеркало воды». Встаю на расстоянии двух метров, и спустя пару секунд мое отражение появляется на экране. Только вот выглядит оно необычно – будто я нахожусь под водой, все перетекает и меняется. При этом инсталляция реагирует на движения – взмахом руки можно управлять звуком, цветом, самим изображением, музыка генерируется в зависимости от взаимодействия человека с арт-объектом. Процесс завораживает, границы между экранами и ночью за моей спиной стираются.

– Зрителю предоставляется возможность исследовать себя, став соавтором визуально-музыкального произведения, – рассказывает Андрей Пунин, художник арт-группы «Arquitectura Kinetica». – Это как игра на му­зыкальном инструменте, основная метафора – погружение.

Отмечу, что подобное «путешествие» требует серьезных ресурсов: три проектора, три мощных «игровых» ноутбука, масса специального программного обеспечения и месяцы подготовки.

Проходя дальше по парку, вижу таинственное свечение: среди деревьев вырос огромный красный куб: его свет и пугает и манит одно­временно, через его полупрозрачные стены виднеется красный цилиндр. Приближаясь, понимаю, насколько он велик – не менее семи метров в высоту. Обойдя объект с тыла, замираю в удивлении: среди леса, выхваченный из тьмы умело установленной подсветкой, откуда-то из пустоты нис­падает красный занавес. Думаю, все помнят легендарный фильм Дэвида Линча «Твин- Пикс»… Все выглядит точно так же – таинственно и пугающе. Табличка у инсталляции гласит, что здесь я встречусь с человеком, который ответит на мой самый главный вопрос.

– Эта инсталляция представляет собой вход в отраженный мир, – рассказывает Вера Степанская, специалист из архитектурного бюро «Кatarsis Architects». – А по факту – всего-навсего строительные леса, обтянутые фасадной сеткой. В отличие от других проектов мы вывели взаимодействие человека с инсталляцией на новый уровень – в нее можно войти, а не только смотреть или управлять. Нам очень хотелось привнести в работу больше тактильных ощущений.

…Заходить в объект необходимо по сигналу красной «лампы вызова». Стою и жду, когда «моргнет». И вот – моя очередь. Ритуально обхожу зеркальный бассейн, установленный у входа в куб, и, шурша пологами занавеса, вхожу в помещение. Окруженный стенами из красной ткани с прямыми сборками, струящимися словно с самого черного неба, я смотрю на советский номенклатурный стол с тумбами, на нем пишущая машинка «Олимпия», в нее заправлен лист бумаги. Прямо передо мной – огромное зеркало. Посыл понятен – ответ на мой вопрос есть лишь у меня самого.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here