XXI Open Look представил тенденции развития хореографии

Фестиваль современного танца Open Look разменял третий десяток – по человеческим меркам вступил во взрослую жизнь. За это время форум прошел довольно сложный путь, отражающий и путь современной хореографии в России. К настоящему моменту у Open Look сложились завидные международные связи, преданная зрительская аудитория, популярность – год от году набирается команда прекрасных молодых волонтеров, готовых помогать устроителям только за возможность свободного попадания на спектакли. Есть (пусть и не свое собственное, а арендуемое) сценическое пространство – в основном площадкой показов становится Новая сцена Александринки, – но как же ее новомодная дизайнерская архитектура резонирует с этим фестивалем.

В представлении многих модерн-танец – это спонтанные, импровизированные движения в пустом пространстве, однако XXI Open Look на самом старте опроверг это, показав, что современная хореография вовсе не чурается жесткой концептуальности, делает шаг навстречу зрителю, воздействуя не только на один из органов чувств, как это принято…

Каждый день фестиваля – а в этом году Open Look идет до 17 августа – любой желающий может прийти на Новую сцену Александринки и бесплатно увидеть танцевальную VR-инсталляцию авторства Фабьена Приовиля, проще говоря – хореографию-голограмму, которая длится несколько минут. Вы надеваете очки виртуальной реальности и наушники, перед вами возникает вроде бы то же фойе Александринки-2, но только иллюзорное, очищенное от людей. С вами разговаривает симпатичный голограммный паренек, а потом появляются еще девушки, и все вместе они исполняют танцевальную композицию. Можно вращаться в кресле на все 360 градусов, однако вы всего лишь пассивный созерцатель. Скажем, в июне Open Look привез тоже VR-проект, но швейцарский, и он был интерактивным. Каждому из нескольких зрителей-участников в виртуальной реальности доставалось трансформированное тело, например крепкий мужчина средних лет мог оказаться изящной азиатской девушкой; каждый танцевал, и все вместе видели друг друга такими преображенными. Это было оригинальнее.

Японская танцовщица Юи Кавагучи представила проект «МатчАтриа», который поставил для нее режиссер Ёсимаса Исибаса. Название сложено из двух слов: «матча» (в переводе – «чай») и «атриум» («предсердие»). Зрителей небольшой группкой заводят в узенький сектор зала, огороженный занавесом. Молодая красивая японка торжественно, с видом церемониймейстера объявляет правила поведения в зале: мол, вам дадут наушники, провод не надо сильно дергать… Как в японском ресторане, зрителям раздают свернутые влажные полотенчики для рук, а потом приглашают за занавес, где перед экраном возведен небольшой амфитеатр. Помимо наушников каждый получает в руку силиконовое, анатомической формы сердце, к которому подключен проводок. Включается видео­проекция: какие-то медузы плавают в космической мгле, вживую появляется сама танцовщица – и мы понимаем, что ее героиня совершает путешествие в мир, при этом силиконовые комочки в руках зрителей периодически вибрируют, что создает ощущение, будто мы буквально держим японку за сердце. Это эффектно, в Юи Кавагучи привлекает ее нутряное оба­яние, но, пожалуй, действу недостает драматургической продуманности: цель и смысл этого путешествия в мир остаются туманными.

Сильное впечатление произвели финны. «Дыхание» – дуэт двух мужчин: Теро Сааринена, именитого танцовщика и хореографа, и Киммо Похьонена, признанного композитора и аккордеониста. Войдя в зал, мы видим два больших подиума, приставленных друг к другу углом. Вначале каждый из исполнителей существует на своей площадке: один – вытанцовывая свою роль, другой – играя на аккордеоне. В этом намечен конфликт двух людей, пытающихся услышать друг друга, с течением действия каждый пытается зайти на территорию другого. «Дыхание» получилось о том, как бывает мучительно и тяжело сблизиться людям, вынужденным существовать рядом, но и о том, как же необходимо делать шаги навстречу друг другу; заканчивается спектакль единением героев. Помимо броских типажей танцовщиков (это зрелые бородатые скандинавы) следует отметить сценографию – хоть и лаконичную, но очень выразительную.


Геннадий ДОРОШЕВ, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here