В «Арт-галерее на Итальянской» открылась выставка, посвященная велосипедам

В велосипеде, хоть он и технологическое дитя современности, есть что-то романтичное, средневековое, донкихотское. Вернее – росинантское. И очертаниями-то он похож на коня, иногда – изящного, иногда – нелепого и колченогого. И трогательно заботится о природе – самый экологичный вид транспорта. И наконец, требует вовлеченности и честных физических усилий своего седока, не полагаясь на мотор.

Все это странным образом сближает. Велосипед больше ста лет был и остается нашим верным другом, и даже больше того – благодаря своей компактности и экологичности он стал чуть ли не основным видом личного транспорта во множестве стран. Он заслуживает того, чтоб его по-братски обнять. Наверное, поэтому «Арт-галерея на Итальянской» назвала свою выставку «В обнимку с велосипедом». И подзаголовок: «Прошлое, настоящее, будущее».

За прошлое тут отвечает, скорее всего, фотоархив из собрания рижского коллекционера доцента РГГУ Екатерины Викулиной. Заходишь в галерею, и первое, что бросается в глаза, – эти увеличенные снимки. Девятнадцатый, начало двадцатого века… Чопорно одетые люди позируют с велосипедами, но в глазах – детский какой-то восторг от обладания таким чудом. И от того, что фотографируют, – тоже. И велосипед, и фотография – дети модерна и технологии – появились в позапрошлом веке и прочно закрепились в жизни уже к его середине.

– Каждое из них – про время и про движение. Одно ускоряет передвижение в пространстве, другое выхватывает мгновение из потока жизни, останавливает его… В этих кадрах прочитывается главное – радость в глазах позирующих, удовольствие от езды и гордость обладания «железным конем», – считает обладательница снимков Екатерина Викулина.

Рядом рекламные плакаты тех же, бабушкиных времен – яркие, игривые, дополнительно разогревающие страсти. Покупайте бициклы, трициклы… Вообще что-то было балаганное, цирковое в этой эстетике, в забавных очертаниях ранних велосипедов с огромным передним и маленьким задним колесом. Недаром эти нелепые формы к середине двадцатого века сохранились именно в цирковых представлениях. И неудивительно, что попали на выставку именно цирковые велосипеды из фондов Большого Санкт-Петербургского цирка, они же – первый в мире Музей циркового искусства, 8 августа отметивший свой 91-й день рождения. Здесь моноцикл, бланкрат жонглера-велофигуриста Михаила Иванова. И главное – велосипед, придуманный солнечным клоуном Олегом Поповым. Велосипед удивительный – с пятью разноцветными колесами, еще и расположенными на разной высоте. Это неспрос­та: Олег Попов самостоятельно придумал и сделал его для представления в Московском цирке, посвященного Олимпиаде 1980 года, так что его форма повторяет олимпийский символ из пяти колец.

– Для нас это своеобразный выход на новую арену, потому что глобальных выставок за пределами цирка мы еще не делали, – поделилась заведующая Музеем циркового искусства Екатерина Шаина. – И вот теперь в наш день рождения арт-галерея таким образом нас поздравляет. Будем надеяться, что в будущем нас ждут еще более масштабные и фундаментальные проекты.

Это – недавнее прошлое, а настоящее на выставке воплотили современные велосипеды с впечатляющими дизайнерскими решениями. Оказывается, даже известные производители автомобилей не пренебрегают созданием двухколесных средств передвижения. Одним из экспонатов на выставке служит серебристый обтекаемый велосипед с узнаваемым трехлучевым логотипом «Мерседеса», как объяснили организаторы: «напичканный всякими автохитростями».

Ну а будущее – возможно, за индивидуальными, дизайнерскими бициклами, созданными из экологичных материалов. Вот гордо стоит уникальный велосипед из дерева. Его создатель, Павел Гусар, был удостоен диплома санкт-петербургской выставки «Модулор».

Каждая деталь устройства была смоделирована на компьютере и подогнана под параметры хозяина – рост, вес, стиль езды, – как костюм у портного. Рама изготовлена из клена, дуба и красного дерева. Оказывается, такая деревянная рама прочней, чем алюминиевая или стальная. В течение двух суток листы из дерева сдавливаются станком с усилием в 21 тонну. После такой обработки материал становится практически вечным.

– Еще в этой модели используется углеволокно. Ручки и сиденья – кожаные, – чуть смущенно рассказал автор велосипеда.

В довершение всего перед гостями вернисажа выступили артисты Цирка на Фонтанке – велофигуристы Михаил и Арина Ермаковы. Они выехали вдвоем на одном велосипеде и как бы парили на нем, чуждые гравитации, ускорению и прочим мелочам обыденной жизни. Публика смотрела, замерев, на полет, и казалось, что обычный велосипед со всеми его цепями и передачами – инструмент какой-то новой, незнакомой поэзии.

Выставка продлится до 25  августа.


Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here