В церкви Богоявления воссоздаются уникальные росписи

Величественное краснокирпичное здание церкви Богоявления, что находится на Гутуевском острове, в районе, который принято называть промышленным, видно издалека. Сияет на солнце отреставрированный купол, покрытый драгоценными металлами: золотом и платиной. Наружные стены украшают яркие мозаичные иконы.

Живопись из лоскутков

Сегодня этот храм, построенный в конце XIX века по проекту петербургского архитектора Василия Косякова, переживает второе рождение. В нем кипит жизнь: ведутся богослужения, действует воскресная детская школа, а параллельно продолжаются реставрационные работы. За десять лет отреставрирована примерно четвертая часть церкви вместе с алтарем. Остальные три четверти храмовых помещений одеты в строительные леса. На данном этапе реставраторы работают над расчисткой и закреплением уникальной живописи, которой изначально были покрыты все стены церкви. По счастливой случайности в советское время она не была уничтожена, как это случилось во многих других церквях, а была частично закрашена, а частично просто сильно загрязнена. Кроме того, в XX веке стены заклеили папиросной бумагой на воско-канифольной мастике, и благодаря этому сохранился авторский красочный слой.  

Сейчас специалисты аккуратно и бережно снимают слой папиросной бумаги и мастики и расчищают живопись от загрязнений. Это очень кропотливая работа.

– В некоторых местах живопись приходится восстанавливать буквально из отдельных мелких лоскутков, – рассказывает художник-реставратор Андрей Чувин. – Например, на внутренней поверхности купола красочный слой отделился от штукатурки и провис. Некоторые его части держались буквально на паутине, мастерам приходилось предельно осторожно с помощью инъекций вводить закрепляющие составы под краску, чтобы снова закрепить ее на штукатурке.

По словам реставратора, в каждой стенке, нише и арке есть свои особенности, которые каждый день ставят перед мастерами новые задачи. Реставрацию живописи храма можно сравнить с процессом лечения человека – невозможно сказать точно, как быстро его удастся вылечить.

Как на снимках Карла Буллы

Восстанавливать утраченные росписи реставраторам помогают снимки знаменитого фотохудожника Карла Буллы. Известны два экземпляра альбома, в котором собраны его снимки, запечатлевшие убранство храма, каким оно было сразу после его постройки. Один экземпляр находится в самом храме, второй – в Эрмитаже.

В этом году реставраторы в процессе работ совершили настоящее открытие – на южной стене северного придела алтарной части была найдена композиция, которая не вошла в альбом Карла Буллы. 

– Когда мы приступали к работе, то даже не представляли, что может быть изображено на этой стене. После того как мы укрепили штукатурный слой и приступили к удалению загрязнений, начали проявляться образы. Это были фигуры трех мужчин, один из которых указывал наверх, – рассказал Андрей Чувин. – Сначала мы предположили, что эта композиция может быть связана с историей о волхвах. Однако, постепенно расчищая этот фрагмент, мы увидели посох, который, судя по всему, принадлежал пастуху.

А потом произошло настоящее чудо: листая журнал «Художественное обозрение» за 1896 год, мастера увидели изображение этой композиции. И теперь с уверенностью можно сказать, что этот фрагмент называется «Поле пастухов». Он повествует о том, что в поле к пастухам явился ангел и известил их о том, что родился Христос. Это очень редкий для храмов сюжет.  

С большими трудностями столкнулись мастера, выполняя расчистку и тонировку одного из самых сложных фрагментов живописи церкви «Хождение по водам». Изображение Христа, других персонажей, а также пейзаж на росписи сохранились лишь фрагментарно. Сложность заключалась в том, что в советское время этажом ниже стояла печка, вследствие чего на красочном слое появились точечные ожоги от брызг битума. Обожженные участки специалистам удалось убрать, а обгоревшие кусочки красочного слоя собрать и укрепить.

По фотографиям Карла Буллы воссоздавался и уникальный одноярусный иконостас, который был выполнен из фаянса на знаменитой фабрике М. С. Кузнецова и отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сегодня воссозданный реставраторами керамический иконостас занял свое прежнее место.

Воссоздана и чугунная ограда храма, которая в точности повторяет утраченную старую ограду. В 1936 году она была перенесена к новой школе, что построили неподалеку, а примерно в 2006 году сдана в металлолом.

В храме сохранились подлинные дубовые двери с выполненной на них искусной резьбой. Одна дверь полностью восстановлена, осталось отреставрировать три остальные.

Справка

Церковь Богоявления была построена в 1891 – 1899 гг. в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича (Николая II) «от угрожавшей ему опасности при покушении 29 апреля 1891 года». Во время путешествия по Японии в городе Оцу наследник был ранен в голову саблей японским фанатиком, но впоследствии благополучно излечился.

Александр III подписал документ о безвозмездном предоставлении земли под постройку храма. Средства на его строительство выделил купец И. А. Воронин. Церковь располагалась на въезде в новый морской торговый порт, который был основан в конце XIX века между Обводным каналом и рекой Екатерингофкой. Сюда приходили помолиться моряки с торговых судов. Храм вмещал до 1200 молящихся. В 1935 году церковь была закрыта. Впоследствии в ней находилась овощебаза, склады, мыловаренный завод. В 1991 году храм в аварийном состоянии был возвращен церкви.


Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here