В нашей стране слово «космос» неразрывно связано с определениями «передовой», «инновационный», «совершенный». Это сфера, которая всегда шла на шаг впереди всей остальной науки и промышленности. Расположенная в Петербурге Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского – системообразующий политехнический вуз Министерства обороны, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий, а также технологий сбора и обработки специальной информации. О научной работе академии и подготовке специалистов «Вечёрке» рассказал ее начальник – генерал-майор доктор технических наук профессор Максим ПЕНЬКОВ.

– Максим Михайлович, чуть больше месяца назад в академии состоялся очередной выпуск. Он чем-то отличается от прошлогоднего? Изменилось количество специалистов, которые отправились в войска?
– Да, действительно, 21 июня 2019 года состоялся 91-й выпуск офицеров и прапорщиков из стен академии. Всего порядка 1200 человек, что на несколько сотен больше, чем в прошлом году. Из них почти 200 отличников учебы – золотых медалистов и «краснодип­ломников».

Обучение специалистов в академии и их дальнейшая профессиональная деятельность нацелены на обеспечение полного цикла подготовки, запуска и управления ракет-носителей и космических аппаратов, а также выполнение задач контроля космического пространства и функционирования космических аппаратов, обработки различной специальной информации, поступающей с них.

Подготовка по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в Российской Федерации только на базе нашей академии. География службы наших выпускников охватывает всю территорию Российской Федерации. Кроме этого, выпускники академии служат и на военных базах, расположенных за границами нашей страны.

– Тридцать пять лет назад вы сами окончили вуз, который сегодня возглавляете. Чем Военный инженерный Краснознаменный институт имени А. Ф. Можайского отличается от Военно-космической академии имени А. Ф.  Можайского? Изменилось ли что-то в подходах к организации учебной и научной работы?
– В 1994 году сотрудниками академии по архивным документам было установлено, что наша академия является преемницей Инженерной школы, созданной 16 января 1712 года Указом Петра Первого в Москве и положившей начало формированию системы подготовки инженерных и технических кадров для российской армии.

Исторически подготовка специалистов в академии всегда была ориентирована на развитие наукоемких средств вооружения армии. Сначала – артиллерии, в последующем – авиации и ракетной техники, сейчас – вооружения, основанного на новых физических принципах.

Традиционно главной своей задачей в образовательной и научной деятельности мы считаем необходимость привить курсантам навык учиться, развить у них потребность в постоянном поиске информации и дальнейшем совершенствовании. Причем не только во время обучения, но и в ходе дальнейшей службы. Это позволяет им постоянно развиваться и достигать карьерных высот в любых видах деятельности.

– Насколько быстро удается обновлять учебно-­материальную базу академии, чтобы она успевала за новой техникой, поступающей на вооружение Воздушно-космических сил?
– Учебно-материальная база академии в основном размещается в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Большинство зданий – памятники архитектуры, и их состояние, к сожалению, не всегда соответствует требованиям нынешнего дня. Поэтому для создания достойных условий для обучения и проживания курсантов по решению министра обороны РФ на протяжении последних пяти лет проводится поэтапное совершенствование инфраструктуры академии.

В целом же учебно-материальная база на данный момент полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к подготовке военных специалистов, и включает в себя около 7000 единиц вооружения, военной и специальной техники, почти 6000 средств вычислительной техники, современные технические средства обучения, тренажерную базу. Полевая учебная база обеспечения учебного процесса находится в поселке Лехтуси Ленинградской области.

У нас 109 специализированных научных лабораторий, в составе которых имеются 26 образцов испытательного оборудования и 31 уникальный образец вооружения и военной техники.

– На что делается упор при подготовке будущих офицеров ВКС? Чего в них больше: офицера, инженера или ученого?
– Академия готовит разносторонних специалистов, в которых сочетаются инженер, ученый и военный. Подобная подготовка – сложный и многогранный процесс, но мы стараемся учить наших курсантов так, чтобы они могли не только достойно исполнять свой воинский долг, но и заниматься наукой и быть высококвалифицированными специалистами в своей профессиональной (инженерной) области. Вооруженным силам нужны современные высоко­квалифицированные офицеры, видящие перспективу и способные принимать правильные и ответственные решения. Именно на это делается акцент.

– Не секрет, что главная претензия к любому вузу – излишний уклон в теорию. В результате на местах молодых специалистов нередко приходится чуть ли не учить заново. Возникают ли схожие проблемы у выпускников академии на начальных этапах службы?
– Подготовка специалистов в академии носит комплексный характер, который определяется широким спектром специальностей высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования и организована на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников, разработанных заказчиками подготовки кадров. Данные документы определяют, к выполнению каких задач должен быть подготовлен выпускник.

Для получения информации о том, насколько подготовка выпускников соответствует требованиям по месту службы, в академию ежегодно направляются отзывы на них. Их анализ показывает, что уровень удовлетворенности заказчиков составляет 91 процент. Это очень достойный результат.

В целях формирования практических умений и навыков, а также знакомства с местами возможной дальнейшей службы, курсанты проходят учебные и эксплуатационные практики, а также войсковые стажировки в воинских частях, в которых происходит массовое перевооружение на новые образцы. География мест проведения практик на 85 процентов соответствует географии распределения выпускников. Так, курсанты проходят прак­тику в воинских частях, расположенных не только в непосредственной близости к месту постоянной дислокации академии, но и в воинских частях, расположенных в Севастополе, Калининграде, Иркутске, Хабаровске и других городах и регионах страны. Это позволяет ускорить процесс адаптации выпускников к будущим местам службы.

– В настоящее время идет набор курсантов на первый курс академии. Как вы оцениваете сегодняшних абитуриентов? В связи с тем что большинство поступающих родились в годы демографического провала, не испытывает ли академия сложностей с набором?
– Вы знаете, особенность нынешнего поколения в том, что стерлась граница между городом и сельской местностью. Благодаря тому, что информация разлетается со скоростью света. Сейчас степень подготовки ребят из станиц и хуторов, деревень и сел, поселков городского типа и столиц – одинакова. Более того, из столиц приходят более разнеженные ребята, может быть в каком-то смысле более привыкшие потреблять блага цивилизации, чем деревенские парни, которые знают не меньше, но к жизни приспособлены лучше. Стерся комплекс провинциала, это очень важно. То есть ребята из провинции приезжают очень сильные. Благодаря грамотной политике очень равномерно и выверено проводится распределение квот между регионами, субъектами Федерации через военкоматы при наборе абитуриентов во все военные вузы. Сейчас во всех военных вузах конкурс не меньше трех человек на место. Это уже хорошо. Есть из кого выбрать, и по ряду специальностей у нас конкурс достигает десять человек на место.

Для поступления в академию и учебы в ней необходимо здоровье и, конечно же, хорошая общеобразовательная подготовка по математике, русскому языку, физике или географии в зависимости от выбранной специальности. И главное – готовность переносить трудности и тяготы военной службы, то есть высокая мотивация к службе в Вооруженных силах, к овладению профессией защитника Родины.

– Скоро исполнится десять лет, как в академии был сформирован Военный институт (научно-исследовательский). Каковы результаты его работы? Какую часть из созданного в его стенах удалось внедрить?
– Научной (научно-исследовательской) деятельностью в академии занимаются без исключения все структурные подразделения. Координирует ее в масштабе академии отдел организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, а непосредственно научные подразделения сосредоточены в Военном институте (научно-исследовательском).

Научные исследования проводятся на современной лабораторно-экспериментальной базе, в составе которой имеются уникальные образцы. Это единственная в Во­оруженных силах РФ летная лаборатория «Фотон». Бортовые операторы данной лаборатории имеют годовой налет более пятидесяти часов. Есть аттестованная безэховая камера. В ней, в частности, исследовали отражательные характеристики обтекателей самолетов Сухой-Супер­Джет-100. Также можно упомянуть баллистические стенды, стенды радиационных испытаний, аэродинамические трубы, вакуумные камеры.

В соответствии с планами ежегодно академия выполняет более 130 научно-исследовательских работ и в рамках оперативных заданий участвует в мероприятиях Минобороны России по проверке, разработке и апробации основных концепций, положений, наставлений и других нормативных и правовых документов Вооруженных сил.

В академии ежегодно проводятся более 15 всероссийских конференций и научно-деловых мероприятий по космической тематике и информационным технологиям, в которых принимают участие ведущие ученые и представители промышленности. На этих мероприятиях формируются подходы и пути развития «военного» космоса.

Результаты научной деятельности представлены в периодическом издании «Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского», включенном в перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнауки России. В прошедшем году в свет вышли шесть выпусков этого издания. В рамках популяризации и обмена опытом изобретательской и рационализаторской работы в академии издается журнал «Новатор».

Теоретическое и практическое значение результатов научной деятельности, а также их реализация подтверждены активным участием академии в научных семинарах, конференциях и постоянно увеличивающимся количеством научных публикаций в высокорейтинговых изданиях.

– В академии действуют «научные школы». Не могли бы вы рассказать, что это такое?
– Характер проводимых научных исследований определяется исторически сложившимися общепризнанными научными школами. В академии функционирует более пятидесяти научных школ, 14 из которых прошли процедуру регистрации. Одна признана ведущей научной школой Российской Федерации, а 12 внесены в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.

Ключевым показателем, определяющим качество образования и научной деятельности, является научно-педагогический потенциал вуза. В академии в настоящее время 119 докторов наук, почти 800 кандидатов наук, 97 профессоров, 407 доцентов. Около тридцати человек имеют почетные звания Российской Федерации «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Заслуженный военный специалист Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации». Около 150 работников академии имеют ведомственные награды – знаки почетных работников высшего профессионального образования Российской Федерации. 115 человек имеют почетные звания почетных работников науки и техники Российской Федерации.

Научно-педагогический потенциал академии ежегодно растет. Эффективность работы адъюнктуры составляет свыше 98 процентов, докторантуры – 80 процентов. Академия готовит кандидатов и докторов наук по 14 научным специальностям, тем самым обеспечивая себя научно-педагогическими кадрами для замещения должностей научно-педагогических работников. В академии успешно функционируют пять диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.


Фото предоставлены пресс-службой ВКА им. Можайского

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here