В Музейно-выставочном центре «Петербургский художник» (набережная Мойки, 100) открылась выставка «Натурный класс». Ее формат необычен, эта выставка – конкурс, где победителя определят зрители.

В начале 2019 года Галина Степанова, директор центра, предложила провести конкурс среди художников, посвященный традиции изображения обнаженной натуры, которая известна со времен классической античности. И завершить его выставкой, а одного из авторов наградить поездкой во Францию на традиционный пленэр «Петербургского художника».

В процессе приема заявок было решено ничем не ограничивать художников. Ни возрастом участника, ни жанром искусства, ни временем создания работы. Даже изображение обнаженной натуры стало условием необязательным.

Отсутствие временных рамок представляется удачным для конкурса. Кто-то занимался темой «Натурного класса» раньше, кто-то к ней возвращается время от времени. Кроме того, условие «предложите только новые работы», которое часто встречается в конкурсах художников, заставляет их работать в спешке, да еще и пытаться угадать, что именно понравится жюри сегодня.

В итоге были поданы более двухсот заявок, из которых эксперты центра отобрали для выставки 46 картин, рисунков, скульптур, фотографий и даже одно видео. Экспозицию дополнили произведения Леонида Фокина, Бориса Заозерского, Бориса Семенова и других старых мастеров из собрания «Петербургского художника».

Разнообразие творческих поисков художников организаторы ярко показали на одном из стендов. Там соединены большая картина Ивана Лебедева «Кентавромахия», то есть изображение сюжета из древнегреческой мифологии, повествующего о битве племени лапифов с кентаврами, и миниатюрный скетч Полины Кузиной «В душевой», сделанный с помощью компьютера.

Среди живописцев и графиков явный лидер – Борис Забирохин, известный ленинградский – петербургский художник старшего поколения. Но если мы привыкли видеть его сложные композиции – чаще всего иллюстрации к большой литературе, то для «Натурного класса» Забирохин выбрал виртуозные ню, сделанные одним непрерывным движением руки.

Скульптур на выставке совсем не много, на наш взгляд, наиболее удачная – это «Течение» Романа Тугая. С помощью хрупкой терракоты он мастерски создал образ всепоглощающего времени.

Единственное видео – «Инверсия» – создано Егором Лаптаревым. На одном экране видно, как рука художника соскабливает пленку на стекле и за ним постепенно «проявляется» модель. Одновременно на другом экране модель сама соскабливает пленку со своей стороны. Простыми средствами художник создает точный образ взаимоотношений художника и модели, размышляет о границах правды и вымысла в искусстве.

Кстати, Лаптарев получил классическое образование в Академии художеств, он учился монументальной живописи у Андрея Мыльникова и Александра Быстрова, участвовал в создании мозаик для станций петербургского метро, иллюстрировал романы Виктора Пелевина. «Инверсия» – убедительное доказательство важности классического образования.

Пожалуй, слабее всего на выставке выглядит фотография. Но в жанре ню сделано столько, что очень трудно превзойти знаменитых фотохудожников.

Победитель конкурса будет определяться голосованием посетителей выставки. На каждом билете нанесен уникальный штрих-код. На выставке находится компьютер, который считает код и позволит обладателю билета проголосовать только один раз.

Набравший максимум голосов и станет победителем конкурса. Выставка и, соответственно, голосование, открыты до 15 октября.


Василий ПОСТНИКОВ, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here