Как летчики готовятся к воздушной части парада

Проход самолетов и вертолетов над городом в парадном строю – один из самых эффектных эпизодов Главного военно-морского парада. Зрители, задрав головы, любуются четким построением звеньев, притворно ужасаясь реву авиационных двигателей. Но, отдавая дань мастерству летчиков, мало кто задумывается, чего стоит эта самая четкость, каким трудом она дается. Как впрячь в праздничную повозку «коня и трепетную лань» – заставить двигаться вместе относительно тихоходные вертолеты Ми-8, Ка-28 и Ка-29, противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38, самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50, транспортники, бомбардировщики, штурмовики и истребители корабельного базирования Су-30СМ, Су-33, МиГ-29К. В общей сложности более 40 (!) единиц. Чтобы посмотреть на летную «кухню» изнутри, журналист «Вечёрки» с помощью пресс-службы Западного военного округа договорился, чтобы его взяли на борт вертолета во время одной из тренировок.

Но сначала немного теории. Чтобы визуально уравнять скорости абсолютно разных по характеристикам летательных аппаратов, их выстраивают эшелонами на разной высоте. Ниже всех, на высоте 200 метров, идут вертолеты со скоростью порядка 180 – 200 километров в час. Над ними с превышением на 100 – 150 метров летит винтовая авиация и транспортные самолеты. Верхний эшелон отдан самым скоростным самолетам. Так у зрителя создается иллюзия движения всех летательных аппаратов со сравнимой скоростью.

Но пройти на заданной высоте и в заданном темпе – даже не полдела, а его треть, если не четверть. Проблема в том, что участвующие в Главном военно-морском параде самолеты и вертолеты поднимаются в воздух с четырех аэродромов ЗВО, расположенных в четырех субъектах Федерации: Петербурге, Ленинградской и Вологодской областях и Республике Карелия. Поэтому парадный строй в воздухе кардинально отличается от того, что мы видим с земли.

– Всем нам назначается время выхода в заданную точку и заданный интервал прохода, – рассказывает штурман вертолетной эскадрильи, старший штурман авиагруппы на аэродроме Пушкин капитан Сергей Жирохов. – Если мы его выдерживаем, то строй выглядит так, как должен.

Представьте, насколько ювелирно точной должна быть работа штурманов и пилотов, чтобы, взлетев с разных точек Северо-Запада, они в нужный миг оказались над заполненными зрителями трибунами!

– Оценка «отлично» ставится в том случае, если отклонение не превышает трех секунд, – уточняет капитан Жирохов, для которого предстоящий парад – второй.

Как же это все выглядит на практике? Наш вылет был назначен на минувшее воскресенье. Так получилось, что это была первая дневная совместная тренировка всех участников Главного военно-морского парада, которой руководил главнокомандующий ВМФ России адмирал Николай Евменов. Понятно, что это накладывало на всех дополнительную ответственность. Правда, на аэродроме в Пушкине, где на время подготовки и проведения парада базируются все вертолеты, никакой особой нервозности замечено не было. Техники готовили машины к вылету, пилоты и штурманы уточняли задачу.

На аэродром мы приехали к девяти утра. А уже в районе половины одиннадцатого в небо ушли первые вертолеты – корабельно-тактическая группа в составе двух Ка-27. У них особая роль в предстоящем параде. Эти вертолеты не идут в общем строю. Их задача – продемонстрировать зрителям некоторые тактические приемы корабельной авиации. Во время парада оба вертолета должны будут сначала зависнуть перед Дворцовым мостом, после чего один из них продемонстрирует, как выполняется посадка на корабль, а второй сымитирует поиск подводной лодки противника с помощью опускаемой гидроакустической станции. Кстати – это новый пункт программы ГВМП. На первых двух такого не было. Так что зрителей ждет новинка.

Нам достался ведущий Ми-8. Именно ему предстоит задавать темп и определять маршрут выхода в заданную точку всего строя. Изрядно помолотив винтом на ВПП, взлетаем. На небе ни облачка, погода отличная. Есть, правда, одно «но» – снимать придется против солнца. Уже после посадки во время разговора выяснится, что не только у фотокоров и телеоператоров яркое летнее солнце вызывает не слишком положительные эмоции. Летчики тоже не сильно любят летнюю солнечную погоду – много разнонаправленных потоков воздуха, что усиливает болтанку и осложняет управление машиной. Не самый лучший расклад, когда на счету каждая секунда.

Но выбирать не приходится. Вертолеты закладывают крутой правый вираж и устремляются к берегу Финского залива. За иллюминатором мелькают внизу дачные домики и поля. Слева и справа как привязанные идут ведомые. Чуть позади, сверкая винтами, идет строй «камовских» вертолетов. Береговую черту пересекаем где-то между Большой Ижорой и Красной Горкой, после чего по широкой дуге уходим западнее, оставляя по правому борту виднеющийся в дымке Кронштадт и маяк Тотлебен. Именно на него потом довернет ведущий, когда придет время проходить над Кронштадтским рейдом.

И вот внизу проплывают стоящие на якорях атомный подводный ракетный крейсер «Смоленск» и ракетный крейсер «Маршал Устинов». Видны белые цепочки выстроившихся на верхней палубе в парадной форме экипажей. За фортом «Александр I» нагоняем идущую в надводном положении дизельную субмарину «Владикавказ». Судя по всему, над Кронштадтом мы прошли вовремя.

Пересекаем Невскую губу и, оставив справа остров Белый, оказываемся над Невой. Внизу проплывает непривычный вид дневного города с разведенными мостами. А вот кораблей, за исключением тех, что стоят на бочках, под нами нет – они уже прошли перед Сенатской площадью и разворачиваются выше по течению. Город пересекаем за считаные минуты, и вот уже двигатели явно стали работать на более высоких оборотах, а машина чуть наклонилась вперед – больше нет необходимости высчитывать секунды и километры – экипаж ведет Ми-8 на свой аэродром, завершая маршрут протяженностью около 180 километров.

– Репетиция прошла на отлично, – поделился после посадки Сергей Жирохов. – Все экипажи держали боевой порядок и вышли на цель в четко назначенное время.

Но почивать на лаврах авиаторам не придется. До 28 июля – Дня ВМФ – им предстоит еще дважды подниматься в воздух.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here