Тайны музея Артиллерии: техническая школа

19

«Вечёрка» побывала в запасниках одного из старейших музеев города

Коллекция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны РФ невероятно велика. Именно поэтому часть экспонатов хранится в фондах, ожидая своего часа, чтобы предстать перед зрителями. Корреспондент «Вечёрки» побывал в фонде материальной части артиллерии – там, куда могут попасть только специалисты. Мы расскажем вам об уникальных единицах хранения, с которыми нам довелось ознакомиться.

Одной из жемчужин коллекции фонда является уникальное собрание моделей, изготовленных учениками Артиллерийской технической школы, основанной в 1821 году. Учебное заведение готовило специалистов по производству орудий и запасных частей к ним. Все выпускники работали потом в арсеналах и на оружейных заводах Российской империи.

Среди копий орудий особо выделяется собрание моделей металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, которые применялись в XIX веке для производства всех составных частей орудия – от стволов и лафетов до деревянных колес.

Модели не только до мелочей воспроизводят все части станков. Все эти механизмы работают: стоит только повернуть ручку привода, как все приходит в движение – крутятся шестерни и даже переключаются передачи, регулирующие скорость вращения миниатюрного сверла.

– В Артиллерийской технической школе был такой способ преподавания – каждый учащийся изготавливал несколько моделей станков, – поясняет старший научный сотрудник музея, хранитель фондов материальной части артиллерии Максим Дьяконов. – Таким образом молодых людей обучали работе на станках, обработке материалов. Отправляясь на производство и собирая действующую модель станка по чертежам в масштабе, работая на промышленном оборудовании, вытачивая каждую шестерню, студенты учились работать и попутно изучали устройство техники.

Посреди небольшого зала расположилась невероятная модель заводского цеха по сверлению стволов. Рассматривая ее, можно изучить, как был организован производственный процесс в первой половине позапрошлого века.

– В таких цехах механизмы приводились в движение водой: плотина, водяное колесо, а система передач позволяла менять скорость вращения. Все это отражено и в модели. – С этими словами хранитель начинает вращать ручку привода, и модель с тихим рокотом оживает.

– Конечно же, у учащихся была практика на больших арсеналах, и они приходили туда уже подготовленными: они знали, как работать, и отлично разбирались в технике, понимая, какие процессы происходят внутри станка, – подчеркивает Максим Владимирович.

Помимо моделей станков учащиеся артиллерийской школы изготавливали модели различных артиллерийских орудий, которыми прославились на весь мир. Вот они, маленькие пушки, расположились на стеллажах вдоль стен комнаты. Здесь представлены модели всех видов артиллерии – полевой, крепостной, осадной, корабельной, состоящей на вооружении в XVIII – XIX вв. в России, Франции, Австрии, Англии, Пруссии, Швеции и ряде других европейских и азиатских стран. Все модели в точности повторяют строение, внешний вид, особенности устройства орудий. При их изготовлении соблюдались технологии: если положено было делать лафет из дуба, то он не мог быть изготовлен из другого сорта дерева, ствол отливали из артиллерийской бронзы.

– По завершении обучения каждый экзаменуемый должен был изготовить модель артиллерийского вооружения: это были не только пушки, но и все, что касалось артиллерии: снарядные ящики, передки для перевозки орудий, – поясняет хранитель. – Кроме учебных работ студенты изготавливали множество различных моделей, которые участвовали в выставках в Париже (1839 и 1862 г.), Лондоне (1867 г.), Вене (1873 г.). Искусство учащихся этой школы было столь хорошо известно, что им заказывали даже модели вооружения, которые затем становились подарками для царственных особ, в том числе для турецкого султана, персидского шаха и германских князей.


Фото автора, Максима ДЬЯКОНОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here