«Мы научились работать как швейцарские часы»

179

Фабио Мастранджело – о любви к опере под открытым небом

Послезавтра в Петербурге стартует восьмой Международный фестиваль «Опера – всем». Публика всех возрастов вновь получит возможность насладиться шедеврами оперной классики мирового репертуара. Все показы проходят под открытым небом в красивейших естественных декорациях архитектурных и садово-парковых ансамблей Петербурга и его пригородов. Накануне музыкальный руководитель фестиваля Фабио ­Мастранджело дал интервью нашей газете.

– Маэстро, фестиваль год от года становится все масштабнее. Какое место «Опера – всем» занимает сейчас в вашем рабочем графике – и в вашем сердце?
– Для меня это любимый и талантливый ребенок, который растет и развивается. И конечно, это центральный проект лета – и в сердце, и в голове. Обычно я дирижирую две оперы: на открытии и на закрытии фестиваля, но в этом году я взял себе три названия и два оркестра, чтобы дать отдохнуть музыкантам. А всего оркестров будет три, а опер четыре.

– В таком случае дайте, пожалуйста, «математический» и художественный расклад – что прозвучит на фестивале?
– Фестиваль по традиции откроется 12 июля, в День святых апостолов Петра и Павла, на Соборной площади Петропавловской крепости русской оперой. В этом году это будет «Орлеанская дева» Чайковского в постановке Высоцкого. 14 июля в Александровском парке перед зданием театра «Мюзик-холл» мы покажем «Богему» Пуччини. Ее готовит Андрей Сидельников, а играть будет молодежный оркестр Мариинского театра. Мы договорились об этом с Валерием Гергиевым и согласовали с ним название.18 июля на Елагином острове представим «Майскую ночь» Римского-Корсакова в постановке Ольги Маликовой. «Севильский цирюльник» Россини в постановке Ханса-Йоахима Фрая – австрийского режиссера, художественного руководителя образовательного центра «Сириус», прозвучит 21 июля.

– Почему Валерий Гергиев захотел именно «Богему»?
– Это было мое желание, которое нам обоим показалось логичным. Дело в том, что у Мариинского театра эта опера давно в репертуаре, поэтому музыканты, можно сказать, уже готовы: нам не пришлось долго репетировать, что дало мне возможность обратить больше внимания на солистов-вокалистов.

– А как в афишу попала «Майская ночь»?
– В этом году отмечается 175-летие великого русского композитора Николая Римского-Корсакова. Конечно, мы не могли забыть об этой значительной дате – как и о том, что это композитор, который жил и работал в нашем городе и много писал для Мариинского театра. Есть и другие причины, по которым мы выбрали эту вещь. В программе есть драматическая «Орлеанская дева», романтическая «Богема» и комическая опера «Севильский цирюльник», а лирической оперы не было. А нам хотелось бы иметь в афише и произведение Римского-Корсакова, и лирический жанр. Наконец, есть еще одно объяснение: режиссер Ольга Маликова давно хотела поставить «Майскую ночь», а я большой ценитель таланта Ольги.

– Петербургская погода непредсказуема, и тем не менее за семь лет из почти трех десятков фестивальных показов под открытым небом вы всего несколько раз не смогли завершить спектакль. Возможно ли в будущем предложить публике альтернативу: скажем, если пошел сильный дождь, опера будет показана еще раз на следующий день?
– Это интересная мысль! Думаю, нам стоит обдумать такой вариант. Правда, каждая площадка имеет свою специфику. Это разрешения, согласования и прочие формальные и рабочие моменты, поэтому не везде и не всегда есть возможность делать повтор. Но надо изучить, как можно этого добиться в техническом плане. Действительно, бывает очень обидно, когда во время спектакля начинается ливень, а на следующий день, как назло, светит солнце и стоит прекрасная погода… Разумеется, нам не нравится зависеть от природы. Но мы прекрасно понимаем, что такое формат опен-эйра в Санкт-Петербурге, и готовы к рискам.

– Есть ли у вас новые идеи проведения фестиваля?
– Я давно присматриваюсь к местам в городе, где можно было бы реализовать сцену на воде: в парках, на берегу залива… Пока мы об этом не то чтобы не думали – не настаивали и не говорили об этом с городской администрацией. Но мне кажется, что уже пришло время это обсудить. А еще у меня давно крутится в голове идея проведения оперного фестиваля на стадионе – например, на «Газпром-арене». На стадионе надо давать грандиозную оперу: такую, как «Аида», «Кармен» или «Князь Игорь». И конечно, делать эффектные масштабные декорации. А раздвижная крыша позволит проводить фестиваль не только летом, но и осенью, зимой и весной. Тогда это может быть версия «Опера – всем»: времена года» и, как вариант, музыка всех композиторов, написавших «Времена года»: Вивальди, Чайковского, Гайдна, Пьяццоллы… Словом, есть простор для фантазии и пространство для маневра!

– А силы для грандиозного роста и развития найдутся?
– Нам придает силы то, что наш фестиваль уважают и ценят коллеги, что на него специально приезжают люди со всей России и из-за рубежа. У нас успешная история, нам есть чем похвастаться. И мы научились функционировать как швейцарские часы: четко и слаженно, без сбоев и остановок. А главное, мы любим работать – и очень любим оперу.


Мария КИНГИСЕПП, фото предоставлены пресс-службой фестиваля

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here