Русский музей открыл выставку «Союз молодежи» – 250 картин и графических листов 37 художников из 15 музеев России, Армении, Латвии, а также из пяти частных коллекций двух столиц. По этим параметрам проект мог стать блокбастером – или академическим исследованием о том, как появился на свет русский авангард.

Не стал ни тем ни другим. Хотя заявка на оба варианта читается в шести залах Корпуса Бенуа. Предвижу возражения: это первая выставка, специально посвященная обществу «Союз молодежи», подробный показ имен забытых или показываемых фрагментарно, например Эдуарда Спандикова и Иосифа Школьника, соответственно первого председателя и бессменного секретаря «Союза».

Но отбросим эмоции. В 2002 году в ГМИИ им. Пушкина состоялась выставка «Волдемар Матвей и «Союз молодежи», в 2004-м в ГРМ – «Волдемар Матвей и Петербург». Обе были посвящены теоретику авангарда, одному из главных активистов «Союза», открывшему нашей публике (художникам в том числе) африканское искусство.

Так что это объединение – совсем не терра инкогнита. Кроме того, показ русского авангарда в постсоветские времена имеет уже 30-летнюю историю. Планка установлена высоко.

«Союз молодежи» был создан в 1909 году и активно действовал пять лет. Его участники провели семь выставок, выпустили три номера первого в России журнала о современном искусстве, организовали шесть диспутов, сопровождавших выставки, поставили и оформили четыре спектакля, в том числе оперу-буфф «Победа над Солнцем», в которой был впервые показан «Черный квадрат» Малевича.

Любопытно, что третья выставка «Союза» состоялась в здании бывшей типографии Академии художеств. Сейчас на этом месте находится Корпус Бенуа. В «Союз» входили или с ним сотрудничали 86 художников. Перечислять нет смысла: буквально вся энциклопедия русского авангарда.

На мой взгляд, предпочтительней выглядел бы «блокбастер». Летом в музее много туристов. После похода по девяти векам русского искусства надо эффектно показать, как начинался десятый. Скандальная «Победа над Солнцем», Левкий Жевержеев, единственный человек, который финансировал «Союз», – в долгах. Автор пьесы Алексей Крученых остался без гонорара и грозит выскочить на сцену и сообщить об этом во время представления. Малевич отдал свои рисунки Жевержееву, тот посчитал их компенсацией финансовых потерь – и они поссорились навсегда.

К счастью, в архиве ГРМ хранится фонд «Союза», каталоги с вставками от руки, письма участников, рецензии критиков, цензурные разрешения. Документы несложно увеличить и построить на них дизайн выставки. А внутри сосредоточиться на самых главных вещах: «Пир королей» Филонова, созданный на грант того же Жевержеева, «В кафе» Ольги Розановой, «Матрос» Владимира Татлина, «Усовершенствованный портрет Ивана Клюна» Малевича, «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Ильи Машкова. Умышленно называю только картины, которые участвовали в выставках «Союза» в 1910 – 1914 годах.

Равноценен академический вариант с акцентом на семь выставок «Союза», на судьбы их участников, на контекст времени. Тогда документов может быть еще больше, каталоги и журналы нетрудно оцифровать и выложить для чтения на экранах.

Музей выбрал промежуточный вариант. У него есть свои достоинства: зал Филонова и Розановой с большими картинами, зал Школьника с интересными пейзажами, экспрессионизм Спандикова, оммаж русским фовистам Кончаловскому и Машкову…

Но надо провести на выставке много времени, чтобы оценить, например, «Ярилин день» Веры Царевской – «языческую икону», отражающую интерес художников того времени к архаике. Или заметить на этикетке полное название картины Давида Бурлюка «Мост»: «Моменты разложения плоскостей в элементы ветра и вечера, интродуцированные в приморский пейзаж (Одесса), изображенный с 4-х точек зрения». Весь модернизм ХХ века отдыхает.

Для дилетантов художник пометил в нижнем правом углу: «Низ картины». Но как сообщила мне по секрету один из кураторов выставки, Бурлюк мог проигнорировать собственную надпись и показать картину вверх ногами.


Василий ПОСТНИКОВ, фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here