Вплавь по Северной Венеции

195

Почему городская система водоотведения не справляется с ливнями

Уже несколько раз за это лето на Петербург обрушивались сильные ливни, и некоторые дороги города оказывались подтопленными, поскольку вода не успевала вовремя уходить в канализацию. «Потопы» на улицах в центре были зафиксированы 21 июня, а 3 июля пешеходы и машины «плавали» в Приморском районе на некоторых набережных и даже на участке Западного скоростного диаметра. Тем временем городской Гидрометцентр в прогнозе на первую половину июля обещает новые дожди. «Вечёрка» узнала, почему городские дороги превращаются в реки и можно ли избежать таких ситуаций в будущем.

«Нерасчетные дожди»

После ливней прошедшей недели пользователи социальных сетей активно делились друг с другом фотографиями и видеозаписями «потопов». К примеру, на Парашютной улице несколько автомобилей застряли прямо посреди дороги почти по окна залитые водой. Подтопленными оказались и другие магистрали.

– На улице Типанова в районе пересечения с рекой Волковкой, там, где железнодорожные пути, идет понижение дороги. Воды было по ступицу. При движении заливало по крышу. Некоторые автомобили глохли, приходилось маневрировать. Хоть шноркель (систему, позволяющую забирать воздух для работы двигателя на уровне крыши автомобиля, а не под капотом. – Прим. ред.) устанавливай, – поделился с нами петербуржец Алексей.

Как позже сообщили в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в городе было зафиксировано аномальное количество дождя за максимально короткое время. Пиковый объем осадков выпал за двадцать минут и составил 22,3 мм. На обращения жителей выезжали 68 оперативных бригад. Они прочищали «ливневку», откачивали излишки воды и дополнительно открывали крышки смотровых канализационных колодцев для того, чтобы ускорить отвод осадков.

При этом основная масса воды ушла через стоки спустя полтора часа после окончания дождя. По словам специалистов, при учете интенсивности ливня это говорит о технически исправном состоянии канализации.

– В год на территории Петербурга выпадает в среднем 720 мм осадков – дождя и снега. Согласно законодательству сети проектировались из расчета, что единовременно в течение 20 минут интенсивность осадков не должна превышать 7,2 мм, – поясняет директор по производству Водоканала Виталий Вербицкий. – Все, что свыше этого, у нас называется «нерасчетный дождь». За 2018 год мы таких зарегистрировали семнадцать, в этом году – уже семь. Их интенсивность достигала 28 мм в течение 20 минут. То есть нагрузка на сети в такие моменты возрастает почти в четыре раза.

У системы водоотведения Северной столицы есть историческая особенность: на 70 процентов она построена по общесплавной системе, то есть в одну трубу попадает и хозяйственно-бытовой сток, и поверхностный, с улиц. Оставшиеся 30 процентов – это отдельная ливневая система, но она расположена в основном по окраинам. В сутки в город подается до 1,6 миллиона кубометров воды, которая из жилищ пользователей уходит в общую канализацию. Вот и получается, что во время сильных дождей частично занятые трубы быстро переполняются и уже не могут принимать сток, наоборот – начинают «фонтанировать».

Не строить, а распределять

Климат меняется, и в последние годы «нерасчетные дожди» выпадают все чаще и в большем объеме. А значит нужно совершенствовать систему водоотведения. Сейчас «Водоканал» работает по трем направлениям.

– Во-первых, мы получаем среднесуточные и перспективные прогнозы погоды и готовим наши сооружения для приемки дождя, – говорит Виталий Вербицкий. – Мы понижаем максимальный уровень воды в сетях, в коллекторах и в приемных главных насосных станций, освобождая буферный объем трубопроводов. Диаметры наших коллекторов достигают шести метров, а глубина пролегания – 80 метров, это почти что второе метро. И мы их максимально опустошаем, чтобы весь нерасчетный дождь мог накапливаться в том числе и в них.

Второе направление – это выстраивание системы управления канализацией. По словам специалиста, невозможно просто взять и увеличить диаметры труб по всему городу. Это повлечет другие проблемы, например неприятный запах. Кроме того, во всей центральной части Северной столицы строители ограничены размерами инженерных коридоров, поскольку там под землей проходит очень много разных коммуникаций. К тому же «аномальные» ливни выпадают не одновременно по всему городу, а местами. Так что главное – научиться перенаправлять потоки.

 – Мы построили перемычку между коллекторами южного и северного берегов Невы, это позволяет перебрасывать объемы стока между двумя станциями. Построили щиты управления в районе Юго-Запада и так отчасти решили проблему подтоплений на проспекте Стачек, Ленинском проспекте. Для поддержания системы водоотведения в круглосуточном режиме на линию выходят порядка семидесяти бригад, а в период ливней привлекаем и дополнительные силы, – отметил он.

Постепенно Водоканал приходит к необходимости проектировать и строить раздельную систему канализации там, где это возможно. Это позволит экономить средства, поскольку очищать только поверхностный сток дешевле, чем общий.

Ну а пока в самых горячих, а точнее, самых сырых точках проводится ремонт, реконструкция и строительство новых сетей. Всего таких адресов в городе десять, это, например, Ленинский проспект у дома № 108, проезд вдоль проспекта Стачек, Парашютная улица, проспект Испытателей, Новочеркасский проспект, улица Добролюбова. Активно работы ведутся на Очаковской улице, улице Бабушкина, улице Восстания, Гончарной улице.

– Раньше нерасчетные дожди выпадали два-три раза в году, а сейчас – до 17 раз, – подчеркивает Виталий Вербицкий. – Так что мы предлагаем на законодательном уровне изменить нормы проектирования, чтобы строить новые сети с учетом складывающейся климатической ситуации.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here