Общественный транспорт готовится к переходу на систему контролеров

Около десяти лет назад в общественном транспорте начали устанавливать валидаторы. И хотя кондукторы продолжали выполнять свою работу, у многих возникал вопрос: неужели их эпоха снова подходит к концу?

Гаранты порядка

Изначально после установки валидаторов в обязанности сотрудников предприятий-перевозчиков входило научить горожан ими пользоваться. Но прошло уже девять лет, петербуржцы освоили новую технологию, а зычный призыв оплачивать проезд все еще разносится по автобусам и троллейбусам. Недовольство пассажиров вызывает и тот факт, что кондукторы проверяют проездные билеты повторно и у всех, даже если видят, что их приложили к считывателю. При том что в 2010 году планировалось, что основным способом оплаты станет валидатор, а контроль билетов будет грозить не всем, а только тем, кого сам сотрудник сочтет «подозрительным».

– Сейчас уже почти в каждом автобусе есть считыватели, и я никогда не видел, чтобы ездили зайцем, люди становятся сознательнее. Поэтому так раздражает, что приходится по нескольку раз показывать проездной, учитывая, что ты уже предъявил его ранее. Я неоднократно бывал в Европе, там кондукторов нет нигде, есть только контролеры. И это удобно. Хотелось бы, чтобы мы тоже вернулись к такому способу работы общественного транспорта, – отмечает петербуржец Даниил.

Однако перевозчики утверждают, что сейчас без кондукторов все еще не обойтись, ведь только они могут продать пассажиру разовый билет. Предполагалось, что в отсутствие проверяющих их можно будет приобрести у водителя. Но не получилось. К тому же отвлекать водителя от дороги не лучшая идея. Все же первоочередная его задача – вести транспорт и обеспечивать безопасную поездку.

– Увольнять кондукторов мы пока не планируем.  Поскольку средства от оплаты проезда являются одной из основных составляющих дохода перевозчика, сегодня они необходимы для стабильного функционирования предприятий и безопасной перевозки пассажиров.  Напомню, что помимо контроля оплаты проезда в их обязанности входит следить за порядком в салоне, выявлять бесхозные предметы, помогать при посадке и высадке маломобильным пассажирам, подсказывать туристам, как добраться до нужного объекта. Хотя, безусловно, цифровизация транспорта повышается, поэтому в будущем кондуктор может перейти в разряд контролера, – объясняет пресс-секретарь СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяна Клепикова.

Доверяй, но проверяй

И все же, по информации СПб ГКУ «Организатор перевозок», с 2020 года общественный транспорт планируется постепенно переводить на бескондукторную работу. И тут не обойтись без кассовых аппаратов, которые могли бы реализовывать разовые билеты. Такие устройства уже работают в частном трамвае «Чижик» вкупе с датчиками, отслеживающими количество пассажиров в салоне, и системой контролеров-ревизоров. Датчики считывают количество человек, находящихся в транспорте, а валидаторы дают информацию о том, сколько из них оплатили проезд. Частный трамвай сейчас обслуживают несколько контролеров, в разных точках маршрута заходят в трамвай и проверяют билеты.

– «Чижик» – это пилотный проект бескондукторной работы. Пока мы прорабатываем все возможности и варианты развития этой системы. Конечно, невозможно поставить контролера на каждой остановке, но если при считывании показаний всех датчиков в транспорте диспетчер увидит, что большое количество пассажиров едут зайцами, он вызовет бригаду проверяющих. Планируется, что это будет мобильная группа, обслуживающая несколько маршрутов, – рассказывают в пресс-службе СПб ГКУ «Организатор перевозок».

Все же не только контролеры сдерживают энтузиазм зайцев, но и штрафы за безбилетный проезд, а они сейчас вполне ощутимые – 500 рублей. Но как жалуются специалисты, есть проблема в их взимании – выписать штраф кондуктор или контролер не может, право на это есть только у полиции и уполномоченных на то сотрудников комитета по транспорту. Таким образом, чтобы заставить одного безбилетника заплатить штраф, придется останавливать автобус или троллейбус и вызвать наряд, а в этом случае пассажиры испытают, мягко говоря, неудобство, перевозчик же и вовсе понесет убытки. И все же, как прокомментировали «Вечёрке» в «Организаторе перевозок», в следующем году предприятие планирует выступить с инициативой, чтобы в транспорте, работающем без кондуктора, право выписывать штрафы предоставили контролерам.

Несмотря на то что сознательность горожан растет с каждым годом, перевозчики отмечают, что переход на новую систему оплаты проезда не будет резким. Конечно, постепенно количество кондукторов сократится, особенно на маршрутах с низким пассажиропотоком, однако, как и в случае с валидаторами, кассовые аппараты придется оптимизировать для бесперебойной работы, и даже после этого кондукторы еще пару лет будут помогать петербуржцам привыкнуть к очередному нововведению.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here