Через несколько лет управлять автомобилями будет автоматика

Как отметил во время Экономического форума генеральный директор компании «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин, ученые предсказывают, что к 2035 году все наши дороги будут «умными», а автомобили беспилотными. А людям вообще запретят водить автомобили из соображений безопасности.

Не повторять ошибок прошлого

Эксперты утверждают: чтобы не проиграть мировую гонку за искусственный интеллект, необходимо как можно скорее выводить на автодороги общего пользования беспилотные машины. Год назад отечественный беспилотник, созданный компанией «Яндекс» на базе автомобиля Toyota Prius, впервые проехал от Москвы до Казани, преодолев в общей сложности более семисот километров. А уже в начале 2019 года в Лас-Вегасе разработчики «Яндекса» презентовали полностью автоматизированный автомобиль, который проехал без водителя по довольно сложному маршруту. По мнению Алексея Нащекина, чаще всего беспилотным сегодня называют обычный автомобиль, оборудованный системой машинного зрения и дополнительным бортовым компьютером, который принимает решение, как вести себя на дороге. «По сути, классический беспилотник с машинным зрением на дорогах общего пользования пытается повторить те же наши ошибки, которые мы совершаем каждый день на этих же трассах», – утверждает он. Поэтому свою задачу разработчики инновационного транспорта видят в том, чтобы создавать не только умные беспилотные автомобили, но и «умную дорогу», по которой они будут двигаться.

«Глупая тележка для «умной дороги»

В отличие от обычной трассы «умная дорога» представляет собой интеллектуальную транспортную систему нового поколения, которая управляет не только обычными светофорами, но и автомобилями. Через бортовой компьютер она передает информацию о плотности потока, об обстановке на дороге и сообщает метеосводку, помогает оптимизировать маршрут. По словам Алексея Нащекина, в рамках этого проекта была разработана беспилотная грузовая электрическая платформа. «Если честно, то мы ее сначала сделали без кабины, так как она тут не нужна, но автомобиль выглядел столь угрожающе, что пришлось обозначить ее номинально. Так что беспилотник нового поколения – это не сверхумная машина, это скорее глупая тележка, которую везет «умная дорога», – отметил он. Тестирование «умной дороги» и беспилотного российского грузовика уже идет в течение двух лет на полигоне в Казани. Решение российских разработчиков предполагает сначала запуск таких машин на выделенных полосах, а затем постепенный перевод в такой режим всей дороги. По подсчетам экспертов, беспилотный автомобиль грузоподъемностью 3,5 тонны может проехать на одной зарядке около 100 км. А использование беспилотных грузовиков, например, на маршруте из Санкт-Петербурга в Москву сократит себестоимость перевозки на 60%. По мнению аналитиков, развитие беспилотного транс­порта – это не просто модная фишка, а экономически целесообразное решение.

Плюс десять пилотных регионов

Между тем географию адресов, где в ближайшее время будут проходить тестовые испытания беспилотного транспорта, планируют расширить. Их будут проводить на платной трассе М-11 Москва – Санкт-Петербург. В планах ГК «Автодор» пустить беспилотные автомобили на дороге Москва – Нижний Новгород – Казань. Также беспилотники должны освоить маршрут международного транспортного коридора Европа – Западный Китай. На ПМЭФ было заявлено и о том, что эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей на общих дорогах в перспективе могут распространить сразу на десять регионов. В списке пилотных регионов – Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, а также Чувашская Республика и Краснодарский край. В свою очередь председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко назвал условия, при которых беспилотники получат возможность курсировать по нашим трассам. По его словам, для этого на автотрассах должен поддерживаться как минимум устойчивый прием сотовой связи стандарта 4G, а в перспективе предполагается развертывание сетей 5G. И тогда, по его словам, госкомпания будет готова безоговорочно в пилотном режиме запускать беспилотные грузовики на дорогах страны.

С «Верой» – в светлое будущее

Стоит отметить, что зарубежный бизнес также видит большие перспективы в развитии цифрового транспорта в России. Так, в рамках ПМЭФ состоялось подписание меморандума между «Национальными телематическими системами» и шведским автоконцерном «Вольво». Речь идет о тестировании на российских дорогах беспилотных грузовиков из Европы, в частности фуры от «Вольво» с русским именем Вера. По словам генерального директора «Вольво Восток» Сергея Яворского, этот автомобиль даже сложно назвать грузовиком, так как это полностью электрифицированный автомобиль, работающий под наблюдением центра управления. Планируется, что уже этой осенью грузовик «Вера» выйдет на платные дороги, будет работать на территории складских и портовых комплексов. А после принятия законодательных нормативных актов выйдет и на дороги общего пользования. Эксперты полагают, что это может произойти уже в течение ближайших полутора лет.

«Мы твердо верим, что Россия является идеальным местом для тестирования и внедрения инновационных транспортных решений. По­этому готовы внести свой вклад и вместе двигать Россию в беспилотное светлое будущее», – заявил Сергей Яворский.


Фото Максима КИРПИЧНИКОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here