Малый бизнес молодеет

84

Высшая школа менеджмента СПбГУ проанализировала состояние малого и среднего предпринимательства в стране – полную версию национального отчета «GEM Россия – 2018/2019». По мнению аналитиков, желание людей заниматься бизнесом растет – сегодня собственным делом занимаются почти три процента населения страны.

По словам руководителя российской команды GEM доцента Ольги Верховской, в опросе участвовали две тысячи представителей взрослого ­трудоспособного населения России. За 10 лет уровень предпринимательской активности увеличился в 2,3 раза.

– Количество людей, чей бизнес существует на рынке более трех с половиной лет, составило 4,9 процента взрослого трудоспособного населения, в последние годы каждый десятый житель России либо создает новый бизнес, либо уже является предпринимателем, – отмечает Ольга Верховская. По этому показателю наша страна сегодня находится на уровне ведущих европейских стран.

А в лидеры по количеству представителей малого и среднего бизнеса вышел Петербург – с показателем 39,1 компания на 100 человек. На втором месте – Москва и Московская область с 37,4 МСП.

Среди опрошенных пять процентов отметили, что рассматривают для себя возможность начать новое дело в ближайшие три года. При этом среди тех, кто хотел бы открыть свой бизнес, более половины, или 60 процентов, составляют уже действующие предприниматели, рассматривающие возможность расширить сферу деятельности.

Все активнее в частный бизнес уходит старшее поколение – люди в возрасте от 45 до 54 лет. Сегодня их доля в малом бизнесе составляет 32,5 процента. Для сравнения: шесть лет назад их было гораздо меньше – 16,4 процента.

По мнению Ольги Верховской, предпринимательская активность растет за счет взрослых категорий населения, если они недовольны предлагаемой им зарплатой и несут обязательства перед своими семьями. А вот среди людей в возрасте от 25 до 44 лет чаще всего в бизнес уходят женщины. «Женщины чутко реагируют на волны кризиса: предпочтение, отдаваемое предпринимательским инициативам в более благоприятные для экономики периоды, могут сменить выбором занятости по найму в моменты экономических изменений», – отмечает она. С этим соглашается и председатель бизнес-школы Мирбис Джомарт Алиев, который уточняет: многие из тех, кто занялся сегодня собственным бизнесом, сделали это под давлением обстоятельств. «Мы традиционно считаем предпринимательство этаким вторым аэродромом», – отмечает он.

Также аналитики выяснили, что за два последних года наша страна значительно вырвалась вперед и по ранней предпринимательской активности. Эксперты отмечают, что по количеству молодежи, занятой в малом и среднем бизнесе, мы уже обогнали Италию, Францию и Германию.

– Есть группа населения, которая охотно открывает бизнесы, – бывшие сотрудники крупных компаний, – размышляет вице-президент «Деловой России» Татьяна Минеева.

Однако большинство студентов все же планируют найти работу в крупной компании или мечтают о карьере госслужащего, что объясняется тем, что работа по найму считается более стабильной и безопасной.

Одна из причин, почему люди не хотят открывать собственный бизнес, – страх провала. «Этого боятся около половины опрошенных и, хотя за последние годы этот показатель снизился в полтора раза, он все же присутствует», – комментирует Ольга Верховская. Как оказалось, эти опасения не напрасны. По статистике, почти 75 процентов предпринимателей были вынуждены закрыть свой бизнес как раз из-за того, что он стал нерентабельным и перестал приносить прибыль.

Зато в последнее время резко сократилось количество бизнесов, закрытых по причине недоступности финансирования (7,4 процента), а также высоких налогов и бюрократии (4 процента).

Вице-президент Сбербанка Андрей Шаров уверен, что эти данные позволили «нарисовать» портрет современного бизнесмена, понять его потребности и в целом определить уровень предпринимательского климата в России. В планах Высшей школы менеджмента СПбГУ продолжить работу по изучению предпринимательского климата. Совместно с представителями городских комитетов по поддержке малого бизнеса ученые намерены исследовать рынки малого бизнеса Петербурга и Москвы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here