Две Мадонны – два пути

64

Картины великого Леонардо отправились на выставку в Италию

В этом году исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. Странно было бы не воспользоваться этой датой как поводом для размышлений, наведения мостов и прочих полезных акций. Эрмитаж так и поступил – отправил обе принадлежащие ему работы мастера на родину, в Италию.

«Мадонна Литта», или «Мадонна с младенцем»

Вокруг этой картины Леонардо да Винчи споры не утихают до сих пор. Потому что есть в ней нечто завораживающее, трогающее душу, заставляющее оглядываться снова и снова.

Молодая женщина склонилась над ребенком, которого кормит. Как и полагается, нежность пронизывает все ее существо. Но сильнее нежности светлая отстраненность этой Мадонны. Есть такое выражение: не от мира сего. К ней оно подходит идеально. Эта юная мать не принадлежит нашему миру. Ее божественная суть ясна и несомненна. Она подчеркнута прохладной, небесной синевой плаща, прозрачностью тонких пальцев, певучестью линий, обтекающих силуэт Марии.

Об этой картине можно рассказать много интересного. Во-первых, поэтична сама история ее создания. По одной из версий, Леонардо да Винчи написал «Мадонну с младенцем» после прогулки по катакомбам святой Присциллы в Риме – его вдохновили старинные фрески. Во-вторых, исследователи до сих пор не уверены в том, какие именно фрагменты мастер исполнил собственноручно, а что было доверено ученикам (последний раз эта тема была поднята в 2011 году, когда шедевр показали на выставке в Лондоне).

Наконец, с этой картиной связана романтическая история любви рыцаря Мальтийского ордена Джулио Литты и красавицы Екатерины Энгельгардт, любимой племянницы князя Потемкина. Это их наследник много-много лет спустя продал картину русскому императору Александру II.

Теперь эрмитажный шедевр станет центром выставки «Леонардо. «Мадонна Литта» и мастерская художника» (она откроется в миланском Музее Польди-Пеццоли 8 ноября и продлится до 10 февраля 2020 года). Рядом с работой мастера обещают поместить творение его ученика – «Мадонну розы» кисти Больтраффио. Таким образом кураторы предлагают еще раз поразмышлять об авторстве «Мадонны Литты» и ее удивительной, нежной силе. 

«Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком»

Эта картина считается одной из первых работ молодого Леонардо. Авторство ее сомнений не вызывает, зато о достоинствах в разное время судили по-разному. «Дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и старательно. Фигура Христа, представленного младенцем, прекрасна и удивительна, его поднятое лицо единственное в своем роде и поразительно по сложности замысла и тому, как этот замысел удачно разрешен» – так написано в книге «Достопримечательности города Флоренции», выпущенной в 1591 году.

«В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей!.. И все же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи» – так отозвался о картине американский художественный критик Бернард Беренсон в 1912-м.

Тронет ли лично вас эта юная, пухлощекая Мадонна, кажется позабывшая о страшном пророчестве («И Тебе Самой оружие пройдет душу»), можно выяснить только опытным путем. Уже в конце лета она вернется на свое место, в один из залов Старого Эрмитажа.

А вот судьба ее еще долгое время будет тревожить литераторов и фантазеров. Известно, что она принадлежала семье известного петербургского архитектора Леонтия Бенуа, к жене которого перешла по наследству от отца, астраханского купца и мецената Александра Петровича Сапожникова. Как точно шедевр попал в его собрание, неизвестно. По легенде, Сапожников приобрел ее у бродячих итальянских музыкантов. Согласно реестру коллекции, составленному в 1927 году, – выкупил у генерала Корсакова.

В начале ХХ века «Мадонна с цветком» была выставлена на продажу и отправлена за границу, где лондонский антиквар Дювин предложил за нее 500 тысяч франков. Однако вдова архитектора Бенуа хотела, чтобы картина осталась в России и согласилась на 150 тысяч франков, которые был готов заплатить ей Николай II. Так еще одно творение Леонардо оказалось в Эрмитаже.

Сейчас «Мадонна Бенуа» гостит в итальянском городе Фабриано, где с 10 по 15 июня проходила конференция ЮНЕСКО, посвященная «творческим городам». До 30 июня картиной можно полюбоваться в Муниципальной пинакотеке имени Бруно Молайоли, а затем она переместится в Перуджу, в Национальную галерею Умбрии, и будет радовать итальянских любителей изящных искусств еще месяц (с 4 июля по 4 августа).

Михаил Пиотровский часто говорит о том, что в наше непростое время именно музеи держат, реставрируют и заново наводят мосты между странами, политики которых не сумели найти общего языка. То, что сегодня два прекрасных экспоната эрмитажной коллекции выставлены в музеях Италии, – очередной пример музейной дипломатии. И достойный оммаж художнику, ученому, писателю и музыканту – «универсальному человеку» Леонардо да Винчи.


Екатерина ЭММЕ, фото hermitagemuseum.org

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here