По зову морской души

35

В Новом здании РНБ открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения писателя Виктора Конецкого. Он родился в один день с Пушкиным – 6 июня. Тут есть определенная драматургия судьбы. Они совершенно несхожи: один – поэт, литератор per se, другой – прежде всего герой, моряк, капитан дальнего плавания, блокадник. По воспоминаниям Бориса Стругацкого, он «всегда представлялся в своих книгах именно самим собой – Виктором Конецким, а не инженером человеческих душ, властителем дум и все такое прочее, и оттого, пожалуй, был многим из нас прежде всего по-человечески близок.

При этом Конецкий Пушкина любил особо, какой-то не общей, личной любовью. Настолько, что перед смертью просил жену читать ему «Песнь о вещем Олеге».

А еще оба любили море – пусть для одного оно было символом недоступной воли, а для другого – возможно, в большей степени – предметом бесконечной работы и экзистенциального испытания себя на прочность.

Поэтому очень удачно выставку в центральном зале РНБ расположили вокруг массивного аквариума. Из аквариума понимающе блестят глазами огромные рыбины. На аквариум сверху положили огромное количество цветов, рядом – книги, секстан, бинокль. Получилась такая морская аллегория, как на картине XVIII века. А вокруг – более конкретные образы, говорящие прямо.

После военно-морского училища Виктор Конецкий служил в аварийно-спасательной службе Северного флота. За это время своими руками спас около сотни человек. Но про это особенно не распространялся.

А в мае 1955 года 26-летний капитан Конецкий участвовал в первом, вошедшем в историю перегоне малых судов через Арктику. Всего он прошел Северным морским путем 14 раз – это не говоря о том, что участвовал в плаваньях по всему свету, вплоть до Антарктики.

И ему, как всякому настоящему моряку, было о чем порассказать. Первый рассказ «В море» Конецкий опубликовал в альманахе «Молодой Ленинград» в 1956 году. После этого было еще более пятидесяти книг – «Соленый лед», «Морские сны», «Среди мифов и рифов»… А над своим главным текстом – романом-странствием «За доброй на­деждой» в восьми частях – Конецкий трудился тоже героически долго: с 1969 по 2000 год.

Вполне возможно, однако, что для публики его важнейшим произведением стало совсем другое. Правда, мало кто помнит, что это его труд. К знаменитому фильму Владимира Фетина «Полосатый рейс» Виктор Конецкий написал сценарий (в соавторстве с Алексеем Каплером). Более того, сама история – тоже настоящая, из практики Виктора Викторовича. Только вот вместо тигров и львов были медведи.

Он написал и два сценария к фильмам Георгия Данелии. «Путь к причалу» – морская драма, но Виктор Викторович сетовал, что трагический накал испортила «Песня о друге». Вернее, строчка «…друг мой – третье мое плечо – будет со мной всегда…». «Попробуй такое забыть – третье плечо! Из какого места оно произрастает?» А безобидная комедия «Тридцать три» с Евгением Лео­новым в главной роли была изъята из проката, не прошло и двух недель. Товарищу Суслову показалось, что там присутствует клевета на социалистическую действительность.

Об этом всем и много еще о чем можно узнать из выставки. РНБ представила подборку книг писателя, а Морской литературно-художественный фонд имени Виктора Конецкого – фотографии и личные вещи, иллюстрации (с детства он хотел стать художником).

– Выставка получилась масштабная. Готовили ее с любовью, – поделилась на открытии вдова писателя Татьяна Акулова-Конецкая. – И я бесконечно рада видеть здесь посетителей, которые тоже любят Виктора Викторовича. Счастлив писатель, чье творчество так отозвалось в душах людей самых разных поколений. Наверное, это самое главное – когда приходят те, кто перечитывает и помнит.

Вход на выставку бесплатный.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here