Завершился грандиозный проект маэстро Фабио Мастранджело

Известно, что все соревнования, конкурсы в области прекрасного – от лукавого. К примеру, Шопен и Вагнер были современниками, жили в одну, романтическую эпоху: великий поэт фортепиано был всего лишь на три года старше оперного гения. Один писал пятичасовые оперы для огромного состава оркестра, хоров и доброй дюжины солистов, второй прославился трехминутными прелюдиями-миниатюрами для одного лишь piano solo. Не подскажете, кто из них победитель?

А вот на Конкурсе им. Чайковского в 2015 году первую премию в номинации «Фортепиано» дали не Люка Дебаргу, принимавшему участие в этом немножко странном международном мероприятии. Кому ее дали, помнят теперь, спустя всего четыре года, только специалисты, но и через столетие всякий любитель академической музыки будет слушать записи прекрасного француза.

И все же серия оперных баттлов под названием «Битва титанов», придуманная и осуществленная русским итальянцем – маэстро Фабио Мастранджело, своим безусловным и громким успехом, похоже, доказывает обратное.

– У нас, конечно, всегда победит дружба, – сказал со сцены Мюзик-холла Мастранджело, предваряя битву суперфинала, в которой Массне и Римский-Корсаков в первом отделении «сражались» против единственного, но, как выяснилось, непобедимого Моцарта во втором. Формально, как этого и хотелось горячему поклоннику и ценителю творчества Вольфганга Амадея маэстро Фабио, победил Моцарт. Но я полагаю, что настоящим победителем нужно признать не Моцарта и не дружбу, а подлинное и высокое, с большой буквы, Искусство.

По той простой причине, что все, что происходило во время всех восьми представлений «Битвы титанов» на сцене Мюзик-холла, было образцом настоящего музыкального искусства высочайшей пробы. Да и кому могли «проиграть» такие мэтры, как Пуччини, Чайковский или Бизе? Они давно и навсегда выиграли свою партию у Времени.

Что и было доказано невероятно живой, очень современной игрой оркестра «Северная Симфония» и превосходных солистов.

Сам маэстро Фабио, будучи страстным футбольным болельщиком, в одной из наших бесед назвал придуманный им проект «Чемпионат мира композиторов». Да и устроен оперный турнир похожим образом – четвертьфинал, полуфинал, финал.

Начальные баттлы были национальными: французский – Бизе/Массне, русский – Чайковский/Римский-Корсаков, два итальянских – Доницетти/Россини и Верди/Пуччини и ни одного немецкого! Очень жаль, что мы не услышали песен Шумана и Шуберта, песен на стихи Матильды Везендонк и вокальных партий из музыкальных драм Вагнера. Но к счастью, конец баттлов – это не конец песни.

– Успех обязывает к продолжению! Мы хотим в ближайшем будущем сделать симфонические баттлы, где на одной сцене в один вечер могут встретиться такие «заклятые друзья», как, например, Брамс и Вагнер, – так сейчас оценивает творческие перспективы оркестра «Северная Симфония» его худрук маэстро Фабио Мастранджело.

Возвращаясь к истории завершившихся оперных баттлов, хочется отметить некоторые характерные черты. Первая битва титанов Россини/Доницетти состоялась 28 марта прошлого года, и, вопреки очевидным ожиданиям, победил Доницетти. Затем в июне 2018-го во французском баттле опять же совершенно неожиданно Массне выиграл у Бизе. Правда, выражаясь футбольной терминологией, «сборная» Бизе почему-то осталась сразу без двух главных форвардов – Хабанеры Кармен и Каватины тореадора Эскамильо. Это произошло потому, что маэстро Фабио сам очень любит прекрасного и недооцененного у нас композитора Жюля Массне и решил ему немножко подыграть. Но далее происходит нечто вообще невообразимое: Римский-Корсаков выигрывает у Чайковского! После этого завсегдатаи баттлов замечают, что всякий раз выигрывает тот, кому достается второе отделение. Игра Фабио настолько эмоционально заразительна, что его последнее слово всегда вызывает у публики наибольший отклик.

Однако повторюсь, все соревновательные моменты в искусстве вторичны, если они вообще играют какую-то существенную роль. А вот поистине огромное значение имеет фактор качества исполнения произведений и отчасти их выбор.

В ходе баттлов петербургские меломаны смогли познакомиться с малоизвестными у нас симфоническими фрагментами и ариями из опер Бизе и Римского-Корсакова. Смогли оценить любимые всеми шедевры Верди, Пуччини, Чайковского.

Но самое главное, благодаря «Битве титанов» мы смогли услышать такого Моцарта, которого никогда до этого не слышали. Да, любовь делает чудеса: Мастранджело любит Моцарта всей душой и не скрывает этого. Он играет Моцарта так, как будто это его лучший друг, который только вчера утром сочинил небольшую увертюру и посвятил ее другу Фабио. А потом они вместе в трактире «Золотой лев» выпили по рюмке доброго виноградного шнапса, а может быть, и граппы из родного для Фабио города Бари. Никаких париков, никакой игрушечности, никакого нафталина в Моцарте Мастранджело нет. Есть, пожалуй, только «вечный ребенок», как называл Моцарта Эдвард Григ.

Помимо музыки баттлы открыли нам великолепных певцов и настоящих артистов: Анну Викулину, Тигрия Бажакина, Александру Попандопуло, Савелия Андреева, Вячеслава Дусенко. Публика буквально влюбилась в концертмейстера оркестра «Северная Симфония» – блистательную и артистичную Сандру Шиндер.

Итак, 5 июня оперные батт­лы серии «Битвы титанов» закончились победой Вольфганга Амадея Моцарта, маэстро Фабио Мастранджело, оркестра «Северная Симфония» и солистов. А также безусловной победой высокого искусства. Что ж, мы уже ждем симфонические баттлы.


Вячеслав КОЧНОВ, фото пресс-службы Театра «Мюзик-холл»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here