Как привлечь молодежь на промышленные предприятия

В советское время молодые специалисты после окончания учебного заведения должны были отработать три года на тех предприятиях, куда их направило государство. Сегодня они трудоустраиваются сами и далеко не всегда могут найти работу. Дело в том, что, с одной стороны, предприятия неохотно берут специалистов без опыта, с другой – молодые люди подчас не могут правильно сориентироваться на рынке труда и найти подходящие вакансии. В результате на предприятиях остро ощущается недобор молодых квалифицированных кадров, в то время как выпускники высших и средних учебных заведений вынуждены вставать на биржу труда.

Профессию выбирают еще в школе

По данным Центра занятости населения Санкт-Петербурга, сегодня в городе работает 4806 предприятий в сфере производства, на которых заняты 343,5 тысячи человек – 15 процентов от всех работающих в городе. При этом в настоящее время на 446 предприятиях Петербурга открыто 7,7 тысячи вакансий. В топе самых востребованных – монтажники, инженеры-технологи, швеи, водители погрузчика, слесари-сантехники, инженеры по качеству и по сварке, электромонтеры, токари. На эти вакансии приходится 60 процентов рабочих мест в сфере производства.

Как привлечь молодые кадры в цеха фабрик и заводов? Эта тема обсуждалась  на семинаре, который прошел в Агентстве занятости населения Колпинского района Санкт-Петербурга. В нем приняли участие представители средних и высших учебных заведений, промышленных предприятий города, специалисты Центра занятости населения. Эксперты сошлись во мнении, что знакомство с будущей специальностью должно происходить еще в стенах школы.

– Самые эффективные профориентационные занятия – это так называемые профессиональные пробы, когда школьник может примерить рабочую профессию на себя, – считает начальник отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Ольга Черноус. – В некоторых школах уже существуют такие проекты для учеников, когда ребята могут попробовать свои силы в той или иной рабочей специальности. Для подростка гораздо интереснее получить профессиональные навыки, а не наблюдать со стороны, чем занимаются сотрудники на предприятии.

Сегодня во всех школах проводятся мероприятия по профориентации, и ребята со школьной скамьи уже имеют представление о целом ряде профессий и возможность выбрать будущую специальность.

Однако подростков, желающих получить рабочую профессию, мало. По статистике, в России только четыре процента молодых людей хотят стать рабочими. На инженерные специальности сегодня, наоборот, наблюдается приток абитуриентов. Причем во время учебы будущие инженеры регулярно бывают на производстве. Для студентов вузов и колледжей проводятся экскурсии в цеха. На старших курсах ребята проходят производственную практику. И все же выпускники, окончившие инженерные факультеты, часто идут работать не по специальности, а в сферу услуг. Это значит, что молодые люди изначально ошиблись с выбором профессии.

Учебные программы не поспевают

Говоря о том, почему сегодня предприятия не всегда охотно принимают выпускников средних и высших учебных заведений, эксперты отмечали, что одна из причин этого – несоответствие учебных программ запросам предприятий. Например, будущие слесари механосборочных работ, операторы станков с программным управлением сегодня часто учатся в колледжах, материально-техническая база которых устарела: учебное оборудование в них далеко не самое современное. Другая проблема – учебный процесс не всегда оправданно длинный.

– Нам специалисты нужны сейчас, а подготовка кадров длится около трех лет, – рассказал заместитель директора по развитию ГБПОУ «Ижорский колледж» Ярослав Руденко. – За это время технологии успевают обновиться, поэтому нам выпускников приходится учить заново или переучивать своих кадровых рабочих.

По его словам, выпускникам профессиональных учебных заведений требуется дать более гибкую, адекватную современному производству систему специальных знаний и производственных навыков. Сейчас все предприятия просчитывают экономическую целесообразность любых действий, в том числе учитываются и потери от недостаточной квалификации молодых специалистов. Поэтому требуются новые подходы к организации системы всех уровней профессионального образования. Учебным заведениям необходимо как можно быстрее адаптироваться к новым требованиям промышленного производства, они должны располагать объективной информацией о потребностях промышленных предприятий, чтобы анализировать и прогнозировать, сколько специалистов той или иной специальности потребует рынок в обозримом будущем. Эффективность работы образовательных учреждений должна определяться ростом спроса промышленных предприятий и населения на их услуги и числом выпускников, принятых на работу или продолжающих обучение.

– Образовательным учреждениям необходимо давать общие знания, а узкая специализация может стать зоной ответственности работодателя, – считает специалист по подготовке персонала АО «Средне-Невский судостроительный завод» Валентина Прыткова. – Если у компании нет возможности обучать сотрудников, Центр занятости населения Санкт-Петербурга готов помочь работодателям программами дополнительного образования в рамках опережающего обучения. Таким образом, организации решают проблему повышения квалификации своих сотрудников с помощью аутсорсинга и бесплатно переучивают кадры с учетом требований современного производства.

Предложения и инициативы, которые прозвучали на семинаре, будут переданы в профильные комитеты Смольного.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here