Коттедж принимает гостей

35

В Петергофе завершена реставрация дворца Коттедж и Готической капеллы

Именно так – слово в слово – была озаглавлена статья в газете «Вечерний Ленинград», опубликованная 19 марта 1979 года. Сорок лет спустя мы решили повторить исторический заголовок на страницах «Вечернего Санкт-Петербурга» ради прекрасного повода – окончания реставрации этого императорского дворца в Александрии. Торжественное открытие Коттеджа состоится 18 мая, в Международный день музеев, а с 19 мая он станет доступным для обозрения. Готическая капелла уже открыта для публики.

Именно Коттедж был любимой резиденцией императора Николая I. Императорская семья любила проводить лето в этом уютном, небольшом дворце, построенном под руководством Адама Менеласа в неоготическом стиле. Несмотря на довольно холодный и сырой климат, на который сетовала в своих мемуарах «При дворе двух императоров» Анна Тютчева, дочь знаменитого русского поэта, бывшая при Николае I фрейлиной: «Двор сегодня переехал в Петергоф… Когда идет дождь, – что в Петергофе обычно, – у императрицы в спальне появляются лягушки… Сырость такова, что в ее комодах и шкафах растут грибы…»

Зато дворец напоминает драгоценную игрушку, а из его окон открывается прекрасный вид на Финский залив. Оформление залов выполнялось под руководством одного из лучших художников-декораторов – Джованни Батисты Скотти. Коттедж украсили полотна Ивана Айвазовского и Ореста Кипренского, Сильвестра Щед­рина и Ивана Витали.

Готический стиль дворца отражен как во внешнем, так и во внутреннем убранстве: лепнине потолков, узорах ковров и паркета, росписи печей и мебели.

На первом этаже находились Большая и Малая приемные, кабинет Александры Федоровны, Библиотека и Большая гостиная.

Комнаты второго этажа, где размещались детские и кабинет Николая I, были оформлены более скромно, чем залы первого этажа. Убранство всех помещений соответствовало их назначению – так, в кабинете Николая I использована морская тематика, а комнаты мальчиков напоминали военные ­палатки.

Реставрация Коттеджа началась в 2018 году. За это время во дворце отреставрировали окна и двери, несущие конструкции здания, декоративные элементы фасада. Полностью заменили кровлю, а также вернули ей исторический – зеленый – цвет. Мастера также укрепили штукатурный слой стен и потолков с уникальной живописной росписью первой половины XIX века, создававшейся при участии Джованни Батисты Скотти.

Одновременно с Коттеджем в Александрии проходила реставрация Готической капеллы. Несмотря на золоченые православные кресты, венчающие восемь шпилей, церковь напоминает средневековый готический собор в миниатюре. На фасадах – стрельчатые порталы, над ними – круглые окна-розы с витражами. Здание богато декорировано кружевным чугунным литьем и скульптурой. Сорок три статуи, созданные из выколотной меди по моделям Демут-Малиновского, изображают ангелов, святых апостолов, евангелистов и Богоматерь с Младенцем.

Готическая капелла была освящена во имя святого благоверного князя Александра Невского. Со времени освящения она служила домашней церковью четырех поколений российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.

Осенью 2006 года, когда прах российской императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III, перевезли в Россию для перезахоронения, в Готической капелле состоялось богослужение в присутствии членов королевского дома Дании и потомков императорской семьи Романовых.

При реставрации здания стены были выкрашены в так называемый цвет серой извести, а металлические элементы фасадов – подчеркнуты более темными оттенками серого цвета, что позволяет лучше рассмотреть чугунный декор и скульптурные изображения ангелов и святых апостолов.


Каролина ПАВЛОВА, фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here