«За свою работу не стыдно»

25

Журналист «Вечёрки» побывал в гостях у Героя Социалистического Труда Бориса Подвойского

Поколение людей, чье детство и юность выпали на период Великой Отечественной, особенное. Они учились и работали в невероятно сложных условиях. Но мало кому приходилось слышать, чтобы ветераны жаловались на пережитые тяготы. «Мы просто работали», – говорят они.

Борис Устинович Подвойский как раз из таких людей: человек, который никогда не сдавался. Он отработал в общей сложности 58 лет в депо Ленинград-Пассажирский-Московский. Двадцать из них – в должности главного инженера. Повидал многое. Сейчас в свои 93 года, убеленный сединами, он, перебирая фотокарточки и документы, строго глядит на меня поверх очков: «За свою работу не стыдно!»

Заглянув в трудовую книжку Бориса Устиновича, понимаешь, что в ней практически не осталось места: 169 записей о внесении рационализаторских предложений и благодарностей за работу.

– Я никогда не думал о том, чтобы уйти с работы вовремя, – задумчиво говорит наш собеседник. – Кто, если не мы?

В августе 1941-го произошло судьбоносное для нашего героя событие.

– Моя мама случайно увидела объявление о приеме учащихся в железнодорожный техникум без экзаменов, по принципу «написал заявление – стал студентом». Я так и сделал. Однако 1 сентября за парты мы не сели: нас направили в село Рыбацкое копать противотанковые рвы. Когда же нас отозвали из полей обратно в техникум, то мы увидели, что наше здание пострадало от арт­обстрела. Естественно, мы же его и восстанавливали. В ноябре – декабре 1941-го никакой нормальной учебы не было: мы ходили в техникум с большими перерывами, постоянно были заняты на восстановительных работах.

Напротив техникума находился Октябрьский вагоноремонтный завод. Почти все мужчины ушли на фронт, ощущалась острая нехватка рабочей силы, и группа студентов, в том числе и Борис Устинович, была принята на завод. Ребята стали слесарями пассажирского цеха.

– Тогда свирепствовал голод. В апреле 1942-го не стало моего папы. А я, семнадцатилетний парень, настолько отощал, что некоторое время ходил с тросточкой – развивалась дистрофия. Но все равно работал. Все второе полугодие 1942 года у нас был такой режим: неделю учимся, следующую – работаем.

Помимо работы на вагоноремонтном заводе в 1943 году студенты техникума проходили производственную практику на Пролетарском заводе, а в 1944-м – в паровозном депо Ленинград-Пассажирский-Московский, ТЧ-8.

– В депо, вдоль дороги между зданиями подъемочного и текущего ремонта, был установлен ряд плакатов на производственные темы. Но в память врезался один, несколько иного содержания. Рубленым шрифтом на нем были выведены слова М. Горького: «Нужно любить то, что ты делаешь. И тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества». Эти слова глубоко проникли в мое сознание, поразили меня и стали чем-то вроде путеводной звезды на всю мою жизнь.

Окончив техникум, Борис Устинович получил назначение в депо, в котором проходил практику: был принят на должность бригадира механического цеха.

– Во время знакомства с работниками цеха меня очень тронула судьба самого молодого токаря – Нины Романовой. В 14 лет она осталась сиротой и пошла в депо, потому что раньше здесь работал ее отец. Его друг уговорил начальство принять девушку на работу, и она стала сперва учеником, потом токарем. Между нами завязалась дружба, и в 1950 году мы поженились, – вспоминает Борис Подвойский.

Мирная жизнь шла своим чередом. Привыкший усердно трудиться, Борис Устинович всегда был в движении, «почивать на лаврах было некогда»: дважды прошел курсы повышения квалификации без отрыва от производства и каждый раз получал диплом с отличием. В 1951 году Борис Устинович поступил на вечернее отделение железнодорожного института (ЛИИЖТ) и, после того как окончил его с отличием, был назначен на должность начальника цеха ремонта паровозов.

Но когда через год на Октябрьской железной дороге началась электрификация и в депо стали прибывать электровозы, наш собеседник поступил на двухгодичные курсы при ЛИИЖТе по переквалификации дипломированных инженеров-паровозников.

Борис Устинович всегда вникал в детали. Результатом стали уникальные рационализаторские разработки, облегчающие обслуживание подвижного состава. Например, им совместно с инженерами депо был разработан первый в СССР переносной прибор для проверки тормозной системы электропоезда. Именно он предложил изменение антенного устройства поездной радиосвязи на электровозах ЧС-2: результатом стало значительное увеличение дальности связи машиниста с дежурным по станции. Также им было разработано приспособление для сушки проводки локомотивов.

В 1966 году за выдающиеся успехи Октябрьская железная дорога была награждена орденом Ленина, поощрили и отличившихся железнодорожников: Борису Устиновичу было присвоено звание «Герой Социалистического Труда». В 1966 году он был назначен заместителем начальника депо по ремонту локомотивов, а в 1967-м – главным инженером депо. Занимая этот пост, он организовал первую в стране поточно-механическую линию ремонта колесных пар, букс и роликовых подшипников. Также был создан объединенный термический цех, где производилась закалка деталей. Помимо этого, занимая пост главного инженера, Борис Устинович совместно с одним из инженеров разработал проект бытового комплекса с машинами прачечной, химчистки, гладильного отделения. Запуск проекта позволил депо отказаться от услуг сторонних предприятий.

Борис Устинович с некой грустью смотрит на исписанные страницы – рукопись с воспоминаниями о сделанном за всю жизнь: по его собственным словам, ему грустно, оттого что он не может больше работать.

– Это то, чем я жил. Может, дело в блокадной закалке, может, еще в чем-то. Но мне хочется сказать молодым ребятам лишь одно: никогда не останавливайтесь, учитесь, работайте, живите.


Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here