Привлечение частных инвесторов может помочь развитию подземки

Петербург может считаться пионером по привлечению частных инвестиций в транспортную инфраструктуру. По схеме государственно-частного партнерства в нашем городе построены Западный скоростной диаметр и линия трамвая «Чижик». И вполне возможно, что и первое частное метро так же появится на берегах Невы. С такой инициативой выступила управляющая компания «Старт-Девелопмент», реализующая проект строительства города-спутника Южный. Ветка от него до Пулкова может быть построена на основе концессии.

В компании, предлагая проект строительства, считают, что проблема развития метрополитена на юге города давно созрела: типичное явление здесь – автомобильные пробки утром и вечером. Петербургское метро должно развиваться не только радиально, как это происходит сейчас, но и линейно, чтобы можно было без проблем добираться до любой точки города. Одной из таких диагоналей и должна стать ветка от Пулкова до города-спутника Южный.

Планируется, что частная ветка метро будет состоять из восьми станций. Одна из них должна быть построена в аэропорту Пулково, конечной станет остановка в городе Южный. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 160 млрд рублей. В Смольном переговоры с компанией не комментируют.

Не с первой попытки

Кстати, идея построить частное метро в Петербурге уже давно витает в воздухе. Еще в начале 2010-х в Смольном рассуждали о планах по строительству метро на основе ГЧП, однако дальше разговоров дело не пошло и схема так и не была проработана. К идее развития подземки на частные деньги чиновники Смольного неожиданно вернулись в марте прошлого года на MIPIM-2018. И тогда впервые прозвучала идея привлечения инвесторов к строительству станции для продолжения Кировско-Выборгской линии в Пулково.

Разговоры активизировались после того, как Смольный решил привлечь к строительству подземки новых игроков. В частности, говорилось, что итало-турецкой ICA Construction, компании, которая участвовала в строительстве ЗСД, могут предложить концессию на продление Красносельско-Калининской линии. Это даже было указано в соглашении о намерениях, которое правительство города подписало с компанией на Экономическом форуме. Но намерения так и остались на бумаге. И вот теперь очередная попытка.

Не повторить ошибок

Отметим, что город-спутник Южный является одним из самых масштабных инвестиционных проектов жилищного строительства в России. В рамках города-спутника Южный УК «Старт-Девелопмент» на территории 2,2 га намерена возвести 9 млн «квадратов» недвижимости, в том числе свыше 4 млн кв. метров жилья. Здесь же должен разместиться кампус-кластер ИТМО. И хотя изначально планировалось, что жители Южного получат в свое распоряжение всю необходимую инфраструктуру – от магазинов и кинотеатров до высокооплачиваемых рабочих мест – и у них не будет надобности куда-либо уезжать, все же повторять ошибки застройки Мурина или Кудрова, испытывающих проблемы с транспортной доступностью, компания-застройщик не планирует.

В прошлом году в рамках ПМЭФ-2018 было подписано трехстороннее соглашение о финансировании развития городской инфраструктуры на территории города-спутника. В том числе обговаривалась возможность пустить в сторону Южного электричку, скоростной трамвай или аэроэкспресс. Однако этим планам не суждено исполниться. Сначала Смольный остановился на укороченном маршруте, до Пулкова, а недавно отменил конкурс на строительство аэроэкспресса, сославшись на дороговизну проекта.

Эксперты между тем отмечают, что в отраслевой схеме развития метрополитена, которую город отредактировал в конце прошлого года, на Кировско-Выборгской линии предложено ответвление от «Проспекта Ветеранов» до станции «Пулково» (с промежуточными станциями «Ульянка» и «Авиагородок»), но ветки «Пулково» – «Южный» пока нет.

Строить подземку выгодно?

По мнению врио губернатора Петербурга Александра Беглова, если у частного игрока есть соответствующие средства, то он может нанять соответствующие компании, которые имеют лицензии, и финансировать строительство. «Мы всех инвесторов приглашаем для развития нашего метро. Нам нужны деньги для интенсивного развития метро», – заявил он.

Эксперты в свою очередь подсчитали экономику проекта. С учетом того, что две новые станции Петербурга – «Новокрестовская» и «Беговая» – обошлись бюджету города в 30 млрд рублей, то вложенные деньги удастся вернуть менее чем за 17 лет. По мнению аналитиков, это неплохой показатель, учитывая, что, например, срок концессионного соглашения по ЗСД составляет 30 лет.

Однако по словам генерального директора института «Урбаника» Антона Финогенова, есть большие сомнения в том, что в текущей инвестиционной ситуации реально привлечь «длинные» частные деньги на строительство такой капиталоемкой инфраструктуры, как метрополитен.

В свою очередь президент Ассоциации транспортных инженеров Александр Солодкий говорит, что с технической точки зрения частное метро может существовать внутри государственного, приводя в пример Лондон. С ним готов поспорить транспортный аналитик Владимир Валдин, который считает, что в вопросе строительства транспортной инфраструктуры надо ориентироваться на опыт Китая, где все транспортные проекты создает государство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here