Детская железная дорога готовится к новому сезону

Перед началом подготовки Малой Октябрьской железной дороги к новому сезону «Вечёрка» наведалась в учебный корпус организации и разведала о планах на будущее.

Известно, что весь учебный год после окончания практики воспитанники Детской железной дороги посещают теоретические занятия, проходящие в учебном корпусе в Библиотечном переулке, 4. Здесь в просторных аудиториях детей обучают всем специальностям – от стрелочника до машиниста. Им в помощь – опытные инструкторы, проработавшие на железной дороге многие годы и теперь передающие знания юному поколению, а также новейшие технологии.

Профориентация – с малых лет

Взять хотя бы 3D-сканер и 3D-принтер, с помощью которых можно изготовить любые детали и конструкции. Или огромную лабораторию моделизма, классы, посвященные отдельным специальностям с настоящими демонстрационными пособиями: автосцепка, пульт управления путями и так далее. Самое интересное, что, например, занимаясь в модельном кружке, ребята никогда не работают «в стол»: ДЖД активно сотрудничает с Центральным музеем железнодорожного транспорта и их модели всегда принимают участие в его экспозициях. От всего этого захватывает дух, и ребятам невольно завидуешь: сам бы в подобном кружке позанимался, но возраст уже не тот.

Также дети принимают непосредственное участие в жизни большой железной дороги: праздники, памятные даты никогда не обходятся без юных воспитанников МОЖД. Более того, раз в два года проводятся слеты детских железных дорог Иркутска, Екатеринбурга, Волгограда, Петербурга. Следующий слет ДЖД пройдет в 2020 году, место пока не определено, но подготовка уже идет полным ходом.

Здесь, по сути, готовят кадры для ОЖД, прививая любовь к железной дороге с малых лет. Судите сами: пять лет на МОЖД, потом четыре года в техникуме, пять лет в институте – вот рецепт успеха на Октябрьской железной дороге.

Но на достигнутом ДЖД останавливаться не собирается. Например, в планах – запустить подготовительные курсы для сдачи ОГЭ, ЕГЭ, рассматривается вариант сотрудничества с Петербургским государственным университетом путей сообщения.

Как усилить подготовку к вузу

– Наши дети старательные, многие – искренние фанаты железной дороги. Но некоторые из них недобирают баллы на ЕГЭ – не всем же быть отличниками, – рассказывает Владимир Чиликин, начальник МОЖД. – Получается, что школьник отзанимался пять лет на ДЖД и не попадает в вуз! Значит, ребят для профессии мы готовим частично вхолостую. Соответственно, родилась идея создать на базе ДЖД подготовительные курсы, проще говоря – вынести на ее платформу те курсы, которые уже есть при ПГУПСе.

Идея отличная, но есть определенные сложности. Одна из них, по словам начальника МОЖД, чисто бюрократическая: дело в том, что вуз относится к Министерству образования, а ДЖД – к ОАО «РЖД».

– Раньше, когда ДЖД и вуз находились в одном министерстве, пригласить преподавателей не было проблемой, вопрос решился бы просто и с ребятами занимались бы и физикой, и математикой, и русским. Мы же сейчас относимся к дополнительному образованию – просто кружок. Нанять учителя физики мы не можем – специфика не та, – поясняет Владимир Борисович.

Другой вопрос: кто будет оплачивать труд преподавателей? Кружок не может платить людям со стороны, которые не работают в структуре ОАО «РЖД», вуз не может оплатить своим учителям труд в кружке, так как тот принадлежит к другой системе.

– Вопрос необходимо решать юридически: один из вариантов – ввести в штат должности преподавателей по ряду предметов. Но это повлечет затраты ОАО «РЖД». Другой вариант – ПГУПС открывает еще одни курсы на базе нашего кружка, но это несет определенные затраты для вуза. На данный момент мы сдали документы на прохождение лицензирования: если мы получаем лицензию на допобразование, то сможем ввести в штат преподавателей и включить в учебный процесс физику, математику. На наш взгляд, это нужно сделать срочно и обязательно, чтобы не потерять талантливых детей.

Не простаивать девять месяцев

Что же происходит на Малой Октябрьской, когда дети переходят в классы изучать теорию? Подвижной состав консервируется, всякая деятельность замирает до весны. 15 апреля начинается подготовка к новому сезону: локомотивы заправляют, красят, проводится обкатка рельсовых цепей, моют вок­залы – делается все, чтобы 1 июня открыть движение. Однако девять месяцев простоя инфраструктуры железнодорожникам не дают покоя: Владимир Борисович уверен, что ДЖД может работать круглый год, принося пользу.

– Нам бы хотелось стать полноценной транспортной инфраструктурой. Взять хотя бы вопрос с транспортной доступностью Московской Славянки, откуда люди просто не могут выехать, район задыхается в пробках: забиты Московское и Павловское шоссе. Электричек нет, там окно в движении – 4 часа. Между тем наши поезда стоят рядом, под боком, но не используются. Подвижного состава на все хватит: сейчас у нас 23 вагона, 9 локомотивов.

Интересно и решение вопроса с рабочей силой:

– Пока школьники учатся, их место могли бы занять студенты техникумов и вузов для прохождения практики на нашей базе, а дорога приносила бы прибыль РЖД. Более того, постоянное использование железной дороги положительно сказалось бы на состоянии инфраструктуры. Но здесь опять встает вопрос: техникумы относятся к Министерству образования, движение необходимо переводить из железнодорожного в городской вид транспорта.

Существуют также и другие планы по расширенному использованию инфраструктуры Малой Октябрьской, в частности ее Южной трассы.

Когда строилась Южная трасса ДЖД, планировалось, что зона, известная ныне как Буферный парк Пушкина, будет выделена под Детский парк аттракционов. По проекту 2011 года паровоз с составом должен был заходить в парк, подвозя пассажиров от станции метро «Купчино».

– В прошлом году мы присутствовали на слушаниях, тогда было решено, что парку все-таки быть, был найден инвестор. Единственный, кто сможет подвозить пассажиров, – это ДЖД, так как от Павловского шоссе довольно далеко, как и до платформы Детскосельская, – делится идеями Владимир Борисович. – Реализация проекта «Парк сказок» крайне интересна, ведь она бы решила вопрос с круглогодичной работой. Мы бы могли весь год возить людей в парк, а также заниматься трансфером жителей из Славянки.


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here