Музей юных участников обороны Ленинграда отметил свое 45-летие

Петербург держит первенство по количеству школьных военных музеев, которые пришли на смену красным уголкам и комнатам боевой славы в советских школах. Ни в одном другом городе нет столько школьных экспозиций, посвященных подвигам во время Великой Отечественной войны, сколько есть в Северной столице. Одна из лучших – в Музее юных участников обороны Ленинграда, созданном в школе № 210 на Невском проспекте, 14. Школа № 210, которая в октябре этого года будет отмечать 80-летие, известна не только своими знаменитыми выпускниками, среди которых потомки генералиссимуса Александра Суворова, братья Михаил и Левон Пиотровские, кинорежиссер Алексей Герман-старший, Георгий Полтавченко, но и тем, что на ее стенах сохранена памятная надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Именно здесь в 1949 году, когда отмечали пять лет полного освобождения Ленинграда от блокады, школьники организовали первый митинг, посвященный историческому событию. Правда, в это же время Музей обороны и блокады в связи с «ленинградским делом» закрыли, а многие экспонаты уничтожили, но на Невском, 14, продолжали отмечать каждый год святую дату – 27 января. К этому дню ребята готовились: специально приносили предметы блокадного быта, документы, фотографии и организовывали временные выставки.

В 1964 году, когда по инициативе писателя Михаила Дудина была восстановлена надпись на стене, в школе уже три раза в год – 18 и 27 января, 9 Мая – собирались на митинги дети-блокадники: выносилось знамя, проводились торжественные линейки, стояли пионеры в почетном карауле на Невском.

К тому времени собранных материалов о блокаде оказалось столько, что возникла идея организовать музей. И в 1974 году был создан Музей юных участников обороны Ленинграда, а затем появилось и одноименное региональное движение, которое возглавил Юрий Иванович Колосов совместно с другими ветеранами. Бывшие выпускники, блокадники, ветераны стали приносить все, что касалось жизни детей блокадного Ленинграда, – дневники, письма, фотографии, личные вещи, даже игрушки и бумажные елочные украшения.

«Наш музей находится в квартире первого директора школы Семена Яковлевича Басова, который ушел добровольцем на фронт и погиб в 42-м, – рассказывает заведующая музеем педагог Любовь Кувырзина. – Несколько комнат с расположенными в них экспонатами занимают 80 кв. метров. Это интерактивное пространство – здесь ребята могут прочувствовать атмосферу тех лет, надеть солдатскую каску, шлем танкиста, увидеть настоящие маскировочные шторы, школьную форму, парту, даже доску, на которой мелом написано: «26 мая 1941 года. Ура! Каникулы!» У нас есть фото учеников этого класса, и я всегда на экскурсиях ребятам говорю, что в мае 41-го их сверстники разошлись на каникулы, но ни один класс по всей стране больше никогда в том же составе не соберется».

Любовь Викторовна берет в руки один из экспонатов – так называемую «зажигалку» – небольшой снаряд, который немцы сбрасывали с самолетов на крыши домов.

«Я часто достаю из шкафа и даю им в руки эту «зажигалку» – ребята ее трогают, рассматривают, и я рассказываю, что эту снаряд тушил ученик нашей школы Саша Евстафьев, – поясняет педагог. – Он хранил ее 60 лет в своей квартире – боялся показать кому-либо, а когда ситуация позволила, подарил ее нашей школе. Ведь таких предметов наперечет – у нас и еще несколько штук в музее блокады, и все. Их так мало, потому что надо было сдавать на переплавку».

В музее есть настоящие раритеты блокадной поры – детские распашонки, сшитые из солдатских портянок, письма детей, которые писали из эвакуации своим родителям в Ленинград, детские книжки-малышки (их начали выпускать небольшого размера из-за нехватки бумаги, а потом традиция укоренилась – и миниатюрная книжная продукция стала появляться уже и после войны). А вот три игрушки-конфетки – девочки нашли перед Новым годом пустую коробку из-под конфет и сделали из нее елочные игрушки…

Среди экспонатов – малоизвестные фотографии блокадных детских садов и школ, раненых мальчишек в больнице. Есть снимки с праздника новогодней елки, с эвакуации детей сотрудников фабрики клавишных инструментов «Красный Октябрь». Михаил Дудин, Ольга Берггольц, Юрий Воронов часто были гостями в школе – именно они помогли получить копии сепированных блокадных фотографий из Государственного архива. А Нина Васильевна Сигал, которая во время операции «Искра» была связной, много лет возглавляет актив ветеранов музея, помогает в его работе.

А вот что пронзает до дрожи в коленях – это, пожалуй, самый необычный предмет коллекции – коричневый кусочек толстой кожи знаменитой слонихи Бэтти, которая от попавшей в Зоопарк бомбы была ранена, а затем погибла.

Музей юных участников обороны Ленинграда, который в этом году отметил свое 45-летие, – больше чем школьный музей. Здесь воссоздан быт осажденного города: вот блокадная комната с незаменимой в то время буржуйкой, которую покупали на рынке или меняли на ценные вещи, чтобы хоть как-то согреться, там же немецкая швейная машинка, радиотарелка, лампа с абажуром, маскировочные шторы. В столовой – посуда, приборы, ложки красноармейца и немецкого солдата… Есть и класс биологии – с настоящей школьной партой, чучелом одноухого зайца, черепахой, ежиком, заспиртованными омарами, образцами почв. Даже сохранился фаянсовый бюст Кирова, пособия по урокам труда, инструменты. «Все, что вы здесь видите, – предметы нашей школы, которая во время блокады не работала – детей перевели в другие более безопасные учреждения, а здесь дежурили учителя, – замечает Любовь Викторовна. – К счастью, в школу ни одна бомба не попала и она не была разрушена, поэтому и сохранились учебные пособия».

В музее есть даже коллекция фонарей. Один из них – «Летучая мышь», его подарила музею одна участница войны, которая дежурила с ним на Дороге жизни. Этот фонарь в рабочем состоянии, ученики зажигают его, когда стоят на школьном митинге 27 января.

Интерес вызывает и школьный дневник 1943 года – тогда уже уроки в школе возобновились. В расписании: арифметика, русский, история, рисование, физкультура, пение, чтение. Каждый день – по четыре урока, но длились они не по 45 минут, а по полчаса, потом были большие переменки, во время которых детям давали возможность отдохнуть, попить чаю.

Музей очень востребован: сюда приходят не только ученики школы, но и студенты из других учебных заведений, посещают и дети-инвалиды. Им рассказывают о блокаде, о пионерах-героях, о которых многие не слышали, не знают, кто такая Зина Портнова и Леня Голиков, в честь которых названы улицы нашего города. Музейные уроки восстанавливают этот пробел.

А сколько благодарностей за экспозицию записано в книге отзывов! Там оставляют «автографы» студенты из Китая, журналисты из Индии, гости из Казахстана, Финляндии, а жители Ижевска недавно написали: «Мы много слышали о том, что было, но мало кто понимал, как это было. Продолжайте работать»…

«Воспитательная работа у нас ведется регулярно – есть архив школьников, которые пишут свою родословную: они берут интервью у родителей, бабушек и дедушек, записывают их воспоминания о блокаде. Рассказывают свои семейные истории, связанные с блокадой, и наши учителя. К примеру, завуч Татьяна Титова написала о своей бабушке – ветеране – Лидии Александровне Никитиной, и некоторые фрагменты сочинений вместе с фотографиями можно увидеть на нашей выставке», – рассказала педагог.

Особая тема – «Бессмертный полк». «Ученики нашей школы всегда участвовали в шествии ветеранов по городу – шли в специальной форме, и ветераны нас просили, когда их не будет, чтобы все равно 9 Мая мы пронесли их портреты по Невскому проспекту», – говорит заведующая музеем.

В планах на следующий год – чтобы по Невскому прошел отдельный отряд юнармейцев «Заря», сформированный из учеников школы № 210.

Директор Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, выпускник этой школы, высказал мысль, что филиалы музеев, посвященных Великой Отечественной войне, должен курировать Музей обороны и блокады Ленинграда, который откроется после реставрации в день начала блокады – 8 сентября. Так, может быть, в их числе должны быть и школьные музеи, которые хранят память о подвиге ленинградцев?

«В нашем музее хранится единственный в стране каталог детей блокадного Ленинграда – мы по крупицам собираем эти сведения, беседуем с ветеранами, и книга постоянно пополняется новыми именами, – поясняет Любовь Кувырзина, которая занималась исследовательской работой в Центральном архиве и хорошо знает, как работать с документами. – И было бы справедливо, чтобы школьные военные музеи стали филиалами государственных музеев, где есть школьные отделы. Мы могли бы объединить усилия по патриотическому воспитанию молодежи, совместно проводить музейные уроки и сохранять уникальные коллекции».


Фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here