Музей музыки пополнился новой коллекцией

В Шереметевском дворце открылась новая постоянная экспозиция «Симфонический оркестр». В ней представлены инструменты XVIII – XX веков. Есть такие редкости, как офиклеид – старинный инструмент, напоминающий фагот, ныне вышедший из употребления, скрипка «Соловушка» и блокадная виолончель.

Это – еще один важный шаг к созданию в Шереметевском дворце, хранящем уникальную коллекцию музыкальных инструментов, первого в Петербурге полноценного Музея музыки.

Мы все знаем, что такое симфонический оркестр, но мало кто из нас знает о том, как он устроен. Благодаря новой экспозиции понять это смогут даже далекие от мира музыки люди, которые, возможно, ни разу не были в филармонии или опере.

Дизайнер Театрального музея Юрий Сучков решил собрать все инструменты симфонического оркестра от середины XVIII века до середины XX в одной огромной витрине. Старинные скрипки, деревянные гобои моцартовских времен соседствуют с современными инструментами. Расположены они по группам – так, как сидят оркестранты на сцене. Чтобы разобраться, кто есть кто, не требуется экскурсовод: инструменты оркестров Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Вагнера и Малера высвечиваются специально созданной аудиосветовой программой при одном прикосновении к планшету, который располагается у витрины. Мультимедийная программа рассказывает об изменениях оркестровых составов в разные времена и о каждом инструменте.

Напоминающие пюпитры планшеты позволяют не просто услышать голоса выставленных в витринах музыкальных инструментов. Но почувствовать себя композитором, который, как художник на палитре, выбирает нужный оттенок и звучание.

Ящики гигантской витрины выдвигаются: это можно делать самостоятельно. В каждом отдельный сюжет – о знаменитом ленинградском дирижере Евгении Мравинском, об исполнениях Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде, об истории заслуженного коллектива России Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии…

В экспозиции представлена музейная коллекция дирижерских палочек: Чайковского, Римского-Корсакова, Антона Рубинштейна.

Наука, искусство, а быть может, магия

Палочки лежат в витрине у окна. А на этикетке рядом – забавная мордочка Чеширского кота из сказки Льюиса Кэрролла об Алисе. На вопрос «Как простая палочка может управлять оркестром? Она что – волшебная?» Кот отвечает: «Почти. Она становится волшебной в руках дирижера. Дирижирование одни называют наукой, другие искусством, а некоторые считают, что это магия».

Впрочем, сейчас, как мы знаем, многие дирижеры обходятся без палочки, например Теодор Курентзис.

Верный фагот

На презентации присутствовал Владимир Кошелев (на фото), хранитель коллекции музыкальных инструментов Шереметевского дворца. О каждом из своих «подопечных», представленных в витрине, он может рассказать увлекательную историю.

– Вот, например, фагот, словно затянутый в сюртучок вишневого цвета. Был изготовлен фирмой «Циммерман» в Петербурге в конце XIX века, – указывает Владимир Васильевич на ничем не примечательный с виду инструмент. Латаный-перелатаный, чиненый-перечиненый. – На нем когда-то играл Александр Гордеевич Васильев, солист Ленинградской филармонии. В его руках инструмент звучал божественно, ему поручали самые сложные партии, в частности в симфониях Дмитрия Шостаковича. А когда Васильев ушел из жизни, его инструментом заинтересовались другие музыканты. Но никто из них не смог извлечь из него ни одной живой ноты. Будто фагот решил остаться верным своему владельцу. Так инструмент поступил в музей.

«Соловушка»

Небольшая, трехчетвертная скрипка была в 1908 году преподнесена цесаревичу Алексею Николаевичу мастером Анатолием Леманом. Его называли «русским Страдивари», он создал около 250 именных скрипок и 14 виолончелей. Скрипочка, подаренная наследнику престола, носила имя «Соловушка».

Поскольку цесаревичу было только четыре года, скрипка была для него велика, императрица Александра Федоровна повелела передать скрипку в музей Придворного оркестра.

Блокадная виолончель

Среди множества виолончелей, которые хранятся в музее, есть одна особенная. Это так называемая блокадная виолончель, над которой мастер А. А. Ушаков начал работать в 1941 году. Завершению помешала война. Там же, в блокадном Ленинграде, инструмент был поврежден, следы «ранений» заметны и сегодня. В 1956 году виолончель была закончена Ушаковым, а в 1958 году инструмент поступил в коллекцию.


Каролина ПАВЛОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here