Круглый год на двухколесном

30

Почему ездить на велосипеде хорошо и летом и зимой

Целый год житель Северной столицы Александр Лозбенев передвигался по городу только на велосипеде. Он решил опровергнуть устоявшееся мнение о том, что это сезонный вид транспорта или что кататься на нем можно только в парках. Результатами эксперимента, а также советами для начинающих велосипедистов петербуржец поделился с «Вечёркой».

Узнать город заново

– Я тогда как раз окончил пятый курс Университета, и хотелось чего-то интересного, что поднимало бы настроение каждый день, давало мотивацию, энергию, – вспоминает Александр. – Периодически я начал ездить на велосипеде еще с 2012 года, а потом товарищ вытащил меня покататься зимой. Мне понравилось, и я подумал, почему бы не попробовать так ездить целый год. Конечно, в некоторые дни было очень непросто, но этот способ передвижения дает удивительную точку зрения на город, не пешеходную и не автомобильную. Становятся доступными многие дороги и новые места.

Свой эксперимент Александр проводил на горном велосипеде, каждый день проезжая примерно 20 – 30 км. На работу к «Чернышевской» он добирался одним маршрутом: от дома на площади Мужества через Сампсониевский проспект мимо «Лесной», по Литейному мосту, Шпалерной улице и улице Чернышевского. А обратно возвращался разными путями – в зависимости от настроения и погоды.

– Велосипед дал мне возможность каждое утро видеть рассвет над Петропавловской крепостью, а зимой часто бывать на заснеженной Дворцовой площади. Все это очень поднимает настроение и позволяет не унывать в самых патовых ситуациях. Очень приятно ехать по городу, встречать других велосипедистов и здороваться с ними, поднимая руку. Приятно, когда машины и даже маршрутки уступают дорогу. Я понял, что город у нас на самом деле дружелюбный, – признается велосипедист.

Плохой погоды не бывает

Как же подготовить себя и байк к поездкам в холодное время года? По словам петербуржца, погода у нас вполне «культурная», европейская, здесь нет сибирских морозов и сугробов.

– Нет плохой погоды, есть неправильная одежда, – уверен Александр. – Главный принцип – «капуста»: нужно надевать много вещей, чтобы между ними была прослойка воздуха, которая не дает теплу быстро уходить. Ведь велосипедист движется по городу с непостоянной скоростью. Он то разгоняется, то стоит на светофорах, усилие все время меняется. Если одеться слишком тепло и вспотеть на холоде, почти наверняка заболеешь. Неправильно утеплишь ноги – тоже. Во время движения стопы и особенно пальцы мерзнут сильнее всего, так что зимнюю велосипедную обувь обязательно нужно брать на размер больше, чтобы влезали теплые носки. Кроме того, есть упражнения для разогрева, которые можно делать прямо во время остановок.

Что же касается самого двухколесного транспорта, его требуется не столько правильно готовить к зиме, сколько хорошо обслуживать. С собой в поездки обязательно нужно брать минимальный ремкомплект: шести­гранники, заплатки на случай пробоя колеса, монтажки и насос, запасную камеру. На морозе желательно пользоваться специальной смазкой для цепи, которая выдерживает низкие температуры. Не помешает периодически снимать цепь и очищать ее от набившейся грязи, то же самое касается и звездочек. К слову, в этом плане для зимней езды очень удобна планетарная втулка. Это закрытая система переключения скоростей, которая в отличие от обычных звездочек почти не пачкается и требует гораздо меньшего обслуживания.

Дорога или тротуар?

Сейчас идет много споров о том, где же место двухколесного транспорта – на дороге или на тротуаре. Часто начинающие велосипедисты боятся выезжать на проезжую часть и ехать рядом с машинами, а по тротуарам скорость движения ниже и приходится объезжать пешеходов. Возможно, со временем ситуацию изменят велодорожки, но для этого они должны представлять собой единую, связную сеть.

– Я ездил по дорогам, – говорит Александр. – Считаю, место велосипедистов – на проезжей части, но, перед тем как выезжать туда, нужно выучить правила, понять, как читать знаки, как показывать водителям, куда ты поворачиваешь. Сейчас всему этому можно научиться, например, в петербургской «Велошколе», я сам проходил там курсы и всем советую.

Велосипедное сообщество в Петербурге сегодня большое, существует множество клубов, участники которых часто выезжают на разные «покатушки», прокладывают новые маршруты по городу и области. Тем, кто боится ездить один, наш герой советует присоединяться к группам в соцсетях и выезжать с ними, потому что вместе всегда веселее, спокойнее и безопаснее. К примеру, единомышленников можно найти в сообществе «Велогод» в соцсети «ВКонтакте». Кроме того, там есть информация о круглогодичной езде, полезные советы на разные темы и сообщения о грядущих велосипедных событиях.

– Пока у человека нет интереса к велосипеду, можно у него под окнами двадцать дорожек проложить, он по ним ездить не будет, – считает Александр. – Необходимо мотивировать людей, объяснять, что таким образом мы заботимся о здоровье, об экологии, об успокоении трафика на дорогах. Там, где появляются велосипедисты, водители ездят на 15 – 20 километров в час медленнее. Плюс чем больше людей используют альтернативный вид транспорта, тем меньше у нас машин и пробок. Словом, развитие велосипедной инфраструктуры должно идти параллельно с пропагандой велосипедного образа жизни.


Фото Александра ЛОЗБЕНЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here