Этот регион Суоми делает петербуржцам все больше предложений

Когда антироссийские санкции что ни день, то крепчают, финская Южная Карелия успешно завлекает российских туристов дешевыми авиарейсами в Европу и экскурсиями по бывшим русским городам. Кажется, докризисные времена в отдельно взятом регионе возвращаются.

Начнем хотя бы с автобусов. Если раньше в Финляндию на приграничный шоппинг ездили исключительно на маршрутных такси, вызывающих, мягко говоря, опасение, то сегодня несколько компаний возят народ по маршруту СПб – Лаппенранта – Иматра – СПб в больших современных рейсовых автобусах. Пересекая границу без очереди на автобусе «Эколайнс» и поглядывая сверху на толпящихся в очереди автомобилистов, мы, группа петербургских журналистов и блогеров, приглашенных финской стороной, чувствовали себя белыми людьми.

И ехали мы, кстати, не за «Фейри» и рыбой. Автобусы «Эколайнс» строят свои маршруты в Южную Карелию исходя из предпочтений в первую очередь культурно-досугового, а уж потом шопингового туризма. Поэтому «Дисас Фиш» и «Лапландию» мы, как и все остальные пассажиры, пролетели без очереди. Первая остановка – аэропорт Лаппенранты.

Лаппенранта как самый западный аэропорт Петербурга

Казалось, события 2014 года поставили крест на аэропорте Лаппенранты. Авиапоток в Европу, который держался на плечах российских (читай, петербургских) пассажиров, схлынул, а вслед за этим ушел и основной авиаперевозчик – ирландский лоукостер «Ryanair». Решение Лаппенранты и региона Южной Карелии купить аэропорт по тем временам выглядело почти безумием. И что мы видим спустя несколько лет?

Аэропорт Лаппенранты только что открыл сезон рейсами в Милан, Салоники, Афины и Берлин. Осенью возобновятся полеты в Будапешт. В прошлом году все самолеты были забиты, причем летали не только петербуржцы в Европу, но и туристы из Европы в Финляндию. В этом сезоне билеты раскупаются так же активно.

Всех слагаемых успеха мы знать не можем, но некоторые налицо. По словам директора аэропорта Эйи Йоро, обслуживание лайнеров, на которых летает «Ryanair», в Лаппенрате обходится примерно на 20 процентов дешевле, чем в других воздушных гаванях. А чтобы максимально заполнить борта, сделана ставка не только на российских, но и на европейских туристов. Компания GoSaimaa и администрация Лаппенранты активно продвигают регион Южной Карелии везде, где приземляются самолеты из Лаппенранты. В том числе и в Китае, куда они пока не летают.

Попутно финны рекламируют Петербург, потому что из Лаппенранты, по мнению директора по маркетингу администрации города Миркки Рахман, туристам из Европы удобнее всего добираться в Северную столицу. Администрация Лаппенранты и комитет по туризму Санкт-Петербурга заключили договор о создании совместного «коридора»: туристам из Азии и Европы будут предлагать пакеты, включающие в себя отдых и в Южной Карелии, и в нашем городе. Понятно, что наши финские соседи становятся ключевым звеном этой цепи. Эйя Йоро называет аэропорт Лаппенранты самой западной воздушной гаванью Санкт-Петербурга. Некоторые в соцсетях, правда, считают, что эта фраза имеет двойной подтекст, но мы-то знаем, что это шутка.

Новый взгляд

Прокладывая новые туристические маршруты, финны предлагают по-новому взглянуть на свой регион не только вновь прибывающим грекам, итальянцам и немцам с китайцами, но и нам, петербуржцам. Хотя, казалось бы, чего мы здесь не знаем? Суворовская крепость и песочный замок в Лаппенранте, пороги и знаменитый замок-отель в Иматре. Но как всегда, дьявол кроется в деталях. Чтобы понять это, достаточно хотя бы раз побывать на экскурсиях Екатерины Роос и Рииты Мустонен. Они рассказывают истории, позволяющие увидеть жизнь приграничных городов другими глазами. Например, о том, что крепость Лаппенранты не всегда была местом для прогулок с музеями и галереями. Раньше здесь располагались тюрьмы, казармы и больницы. В нарядном красном доме бывшей прядильни, где сегодня находится Центр карельской культуры, в XIX веке отбывали заключение женщины, бросившие своих детей. А знаете ли вы, какая сторона знаменитого иматранского каньона наиболее опасна и почему у входа в гостиницу «Иматран Валтионхотелли» лежит огромный кусок камня с прокрученной в нем дырой?

Если времени на экскурсию совсем нет, загляните в музей Южной Карелии. Здесь на днях открылись две интереснейшие выставки. Экспозиция «Мыс священной собаки» подготовлена совместно с Музеем природы и человека из Ханты-Мансийска и рассказывает о культуре финно-угорского народа ханты. На выставке «Хийси. Примечательные древние реликвии Южной Карелии» можно проникнуть в тайны жизни древнего населения этих мест.

Кстати, Лаппенранте в этом году исполняется 370 лет, и по этому поводу в городе запланировано много интересных мероприятий. Одна из остановок автобуса находится в самом центре города, на Школьной улице. Отсюда можно и на экскурсию в крепость успеть, и по центру погулять, и в русском кафе «Лиза» пообедать. Да и до магазинов (куда же без них) рукой подать. На все про все туристу дается пять часов.

Дела курортные

«Холидей Клаб Сайма» был конечной точкой нового маршрута автобуса «Эколайнс». Здесь мы и остановились на ночь. «Холидей Клаб» – большая курортная сеть, которая имеет отели по всей Финляндии от Лапландии до Турку. «Холидей Клаб Сайма» – самый большой в сети. Отдохнуть на полную катушку, забыв и о работе, и об Интернете, помогают аквапарк, различные сауны, активности на природе. Это прекрасно знают российские туристы, которых не испугал взлетевший после 2014 года курс евро. Русская речь здесь звучит повсюду.

Но мало кому известно, что курортная жизнь в Финляндии начала бурно развиваться во второй половине XIX века именно благодаря туристам из Российской империи. Причиной стало стечение сразу нескольких обстоятельств. В 1844 году Николай I издал указ, сделавший выезд российских граждан за границу практически невозможным. «Окно в Европу» открыл Александр II, отменивший эти правила в 1856 году. Строительство железных дорог подстегнуло развитие туризма. А вот нашествию русских туристов в Великое княжество помогла международная обстановка, которая в XIX веке периодически обострялась. Российский МИД, как и в наше время, не рекомендовал гражданам выезжать за пределы империи. Зато в Великое княжество Финляндское можно было ехать без опасений.

Состоятельные российские граждане имели поместья на берегах Саймы. В многочисленных путеводителях описывались прелести Финляндии. На пороги в Иматре потянулась романтически настроенная публика из разных сословий. Буржуазия ездила попить водичку в Лаппенранту. В деревне Рауха в пансионате, построенном в 1893 году финским предпринимателем Густавом Альмом, собиралась богема: философ Владимир Соловьев, поэт и прозаик Валерий Брюсов, знаменитый бас Федор Шаляпин и другие, менее известные фамилии. Сергей Маковский, сын художника Константина Маковского, называл пансион Рауха «уголком, еще не захватанным петербуржцами» и восхвалял «прогулки, чистый сосновый воздух и живописные тропы вдоль извилистого озера».

Однако такое положение продлилось недолго. Рауха становилась все более и более популярной как среди особ голубых кровей, так и среди революционеров. В 1905 году в Раухе залег на дно, опасаясь преследований охранки, Лев Бронштейн, он же Троцкий. А в 1906-м здесь поправлял здоровье буревестник революции Максим Горький, о чем даже написала местная газета.

Интересно, что неподалеку от Иматранских порогов, в лесу, находилась «Гостиница для туристов». Она стала широко известной после того, как попала в отчет царской охранки. Хозяин гостиницы финн Уно Спрениус сдавал номера подпольщикам-революционерам. Место было тщательно законспирировано, но тем не менее подпольщиков разоблачили благодаря виртуозно внедрившимся в группу шпионам. Если вы спросите у Рииты Мустонен, где находится это место, она наверняка его покажет.


Ольга РОГОЗИНА, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here