Сегодня на Адмиралтейских верфях заложили первую в мире ледостойкую платформу

Торжественная церемония закладки состоялась в дни работы в Петербурге Арктического форума. По принятой на флоте традиции новое судно унаследовало название своих предшественников – дрейфующих ледовых станций «Северный полюс».

О необходимости создания подобной платформы задумывались уже давно, но всерьез заговорили несколько лет назад. Дело в том, что среднегодовая температура в Арктике постоянно повышается, а значит размещение дрейфующих станций на льдинах становится все более проблематичным. Конечно, со времен первого дрейфа папанинцев на СП-1 многое изменилось, но принцип остался прежним – научные исследования до сих пор полярники вынуждены проводить на ненадежном льду. А сегодня уже сложно даже найти площадку, толщина и размер которой гарантировали бы безопасное размещение людей и посадку самолетов и вертолетов.

Кроме того, постоянное сжатие ледовых полей при дрейфе и образование торосов затрудняет как снабжение полярных станций, так и эвакуацию людей в случае необходимости. Куда лучше, если под тобой металл платформы, где и вертолетная площадка есть, и место для припасов и научных лабораторий, и двигатель, который электроэнергией обеспечит и в случае необходимости позволит своим ходом отойти в безопасное место.

«Вечёрка» еще полтора года назад рассказывала читателям о проработках на уровне эскизного проекта, которые велись в Крыловском научном центре. В конечном итоге технически проект, получивший обозначение 00903, разработало нижегородское конструкторское бюро «Вымпел». Контракт на строительство платформы Росгидромет и Адмиралтейские верфи подписали ровно год назад – в апреле 2018-го.

Заложенная сегодня на Адмиралтейских верфях платформа «Северный полюс» сможет работать в Северном Ледовитом океане. Полярники смогут вести метеорологические наблюдения, исследования ледяного покрова и его динамики, проводить фоновый экологический мониторинг компонентов морской среды, океанологические исследования.

Строительство платформы реализуется в рамках госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны России. Зимовка будет проходить в комфортных и безопасных условиях. Дрейф без захода в порт может продолжаться в течение двух лет. В случае сильного напора льдов платформа, как знаменитая шхуна «Фрам» легендарного полярного исследователя Фритьофа Нансена, за счет яйцевидной формы подводной части будет выдавлена вверх. Опять же – безопасность превыше всего.

Руководитель Росгидромета Максим Яковенко, комментируя закладку платформы, отметил, что строительство «Северного полюса» – это начало принципиально нового этапа борьбы за научные знания в Арктике в условиях таяния льда. «Мы гордимся, что Россия здесь первая», – подчеркнул Яковенко.

Выбор в качестве строителя петербургского предприятия был не случаен. У Адмиралтейских верфей большой опыт создания судов ледового класса. Это и серия арктических танкеров типа «Михаил Ульянов» для транспортировки нефти с платформы «Приразломная», и научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», и построенный для ВМФ в 2017 году ледокол «Илья Муромец». Есть и опыт постройки уникальных с точки зрения технического насыщения кораблей. Например, единственного пока в современной истории России спасателя «Игорь Белоусов», способного обеспечить работу водолазов на глубинах до 400 метров. Поэтому не стоит удивляться, что уже в декабре на заводе в Петербурге приступили к резке металла для корпуса платформы.

– «Северный полюс» станет еще одним проектом предприятия, не имеющим аналогов ни в отечественном, ни в мировом судостроении, – отметил генеральный директор Адмиралтейских верфей Александр Бузаков. – Он продолжит наши славные традиции создания уникальных кораблей для исследования Арктики, заложенные 65 лет назад, когда на берегах Невы началось строительство атомного ледокола «Ленин».

Планируется, что уже в 2020 году платформа будет передана заказчику.

Досье

Технические характеристики ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» проекта 00903.

  • Ледовый класс Российского морского регистра судоходства Arc8.
  • Автономность по запасам топлива – около двух лет.
  • Срок службы – не менее 25 лет.
  • Штат экипажа – до 14 человек.
  • Штат  научного  персонала – до 48 человек.
  • Длина наибольшая – 83,1 метра.
  • Ширина – 22,5 метра.
  • Водоизмещение – около 10 390 тонн.
  • Скорость – не менее 10 узлов.

Фото vympel.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here