У камелька императрицы

38

Реставраторы Петергофа воссоздали экспонат, утраченный во время войны

В раззолоченном Танцевальном зале Большого Петергофского дворца открыта выставка «У камелька императрицы. Каминный экран Большого Петергофского дворца». Она продолжает сложившуюся в ГМЗ «Петергоф» хорошую традицию – показывать приобретенные или воссозданные экспонаты, которые были утрачены во время войны.

Представленный предкаминный экран – лишь начало работы по воссозданию утраченного каминного фарфорового гарнитура из Кабинета императрицы.

Император Николай I, всей душой любивший Петергоф, вкладывал много сил и средств в поддержание его величия. В 1840-х годах под его непосредственным руководством архитектор Андрей Штакеншнейдер проводит масштабные ремонтно-реставрационные работы в Большом дворце. Именно тогда старый мраморный камин в Кабинете императрицы был заменен новым – фарфоровым с зеркальной рамой в стиле второго рококо. Исполненный на Императорском фарфоровом заводе по личному распоряжению Николая I, он сразу стал цент­ра­льным мотивом в убранстве интерьера. Уникаль­ность данного гарнитура заключалась в том, что все предметы были выполнены из фарфора с высоким художественным мастерством.

Это неповторимое по своей красоте и художественному решению произведение искусства русских мастеров украшало интерьер Большого Петергофского дворца вплоть до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны камин с экраном погибли в результате разрушительного пожара. От изысканного произведения искусства осталось только несколько фрагментов, извлеченных после окончания войны из-под руин дворца. Работы по восстановлению каминного гарнитура начались только в 2016 году. Воссоздание каминного экрана осуществлялось ООО «Паллада».

И вот два года спустя его представили публике. По форме он похож на большой веер или распустившийся павлиний хвост. Выполнен из бронзы с фарфоровыми вставками, расписанными цветами.

Воссоздавать экран пришлось по скудным историческим материалам: уцелела лишь одна-единственная черно-белая и нечеткая фотография, запечатлевшая этот шедевр, выполненный в стиле неорококо. «Лепестки» каминного экрана расписаны цветочными узорами. Всего здесь изображено 38 различных растений и 8 насекомых, среди них – гусенички и бабочки, мушки и пчелы.

Пока не решена загадка двух маленьких лебедей, расположенных внизу композиции. Они запряжены в колесницу в виде морской раковины. Но кто возница? Кто управлял парой лебедей? Пока реставраторы не нашли ответ на этот вопрос. Им может быть и Амур, а может – бог морей Посейдон.

Воссоздание каминного экрана велось на деньги меценатов. В планах ГМЗ «Петергоф» – восстановление всего фарфорового гарнитура. А также – приобретение фарфоровой люстры, аналогичной той, что висела в кабинете императрицы Александры Федоровны.


Каролина ПАВЛОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here