Спрос меняет предложение

55

Зачем торговля занялась экологическим просвещением

Как известно, приходя в магазин, большинство покупателей выбирают товары исходя из оптимального соотношения цены и качества. Вот только современное понятие «качество» включает в себя не только дату выпуска и состав продукта, а еще и такой показатель, как экологичность. Это касается абсолютно всех видов товаров – будь то обои для ремонта квартиры или молочные продукты. Приобретая их, горожане хотят, чтобы покупки соответствовали требованиям здорового образа жизни.

В чем же проблема? Те покупатели, которые ищут товары, отмеченные знаками, обозначающими экологичность, жалуются, что их очень мало на полках магазинов. В свою очередь производители заявляют, что пока массового спроса на такие товары нет, поэтому особой выгоды производить их они не видят. В ситуации попробовал разобраться наш корреспондент.

Новый тренд

Опрошенные нами эксперты отмечают, что интерес населения к экологическим товарам быстро растет и такая тенденция будет только усиливаться. Это подтверждают и результаты недавнего опроса жителей Москвы и Петербурга, проведенного НП «Экологический союз» и экобюро GREENS.

Основной мотив покупки экологичных товаров – это возможность внести личный вклад в дело сохранения окружающей среды. Так ответили 65,4 процента участников исследования. Почти такое же количество людей видят в покупке экотоваров пользу для своего здоровья – 62,4 процента. А главным признаком для потребителей служит официальная экомаркировка – ей верят 78,6 процента.

Но вот что показал опрос покупателей в обеих столицах – так это то, что людей, хорошо разбирающихся в экомаркировках, очень мало. Петербуржцы и москвичи признавались, что понимают: экотовар должен иметь соответствующий знак, – но пока что плохо ориентируются в этом вопросе. Поэтому вынуждены вникать в состав продукта: 35,8 процента считают, что чем короче состав, тем, по их мнению, лучше. А некоторые потребители за­явили, что в выборе экотоваров руководствуются собственной интуицией (и таких – почти четверть среди участников опроса). И только самые продвинутые покупатели – 43,5 процента – специально ищут в Интернете конкретный товар. Они находят о нем отзывы, покупают его в специализированных магазинах, смотрят обзоры на специализированных онлайн-порталах и читают комментарии в сообществах по здоровому образу жизни в социальных сетях.

Интересно, что речь идет не о каких-либо экзотических или редких покупках. Нет, больше всего покупателей интересуют экологичные продукты питания – 83,6 процента. На втором месте – бытовая химия, а на третьем – косметика.

Магазины будут разъяснять

Одним из основных барьеров, ограничивающих потребление экотоваров, респонденты назвали высокую цену. Так, для 65 процентов опрошенных именно цена – основной фактор, препятствующий покупке «зеленой» продукции. Тем не менее большинство готово платить за экотовары более высокую цену. Но это вопрос к производителям.

Однако следующим обстоятельством, которое мешает им в магазинах, люди назвали запутанную локацию товаров на прилавках. 63,9 процента опрошенных указали, что необходимые товары трудно найти и это отнимает слишком много времени и усилий.

Замечают ли новый тренд за прилавком? Можно сказать, что в Петербурге некоторые компании, понимая потребности горожан, берут на себя функцию, совсем не свойственную торговле, – они занялись экологическим просвещением покупателей.

– Мы тщательно изучаем предпочтения потребителей и видим, что пока нет массового четко сформулированного спроса на экологичные товары, – рассказывает Екатерина Иванова, представитель компании, торгующей стройматериалами. – Однако мы работаем на опережение и будем развивать рынок экотоваров. Но поставить на товар специальную маркировку – недостаточно. Многие покупатели просто не обращают внимание на эти знаки, потому что не знакомы с ними и не знают, что они обозначают. Сейчас мы вырабатываем особую стратегию. Для начала мы запустили обучающую программу для сотрудников, чтобы они, продавая товар, могли доходчиво объяснить покупателю, что обозначает та или иная экомаркировка.

Упаковка имеет значение

Менеджер по корпоративным коммуникациям крупной продовольственной сети Юлия Рулько заявила, что в своей работе они используют опыт финских коллег:

– В стране-соседке покупатели особо доверяют местным производителям – это для них гарантия и высокого качества, и экологичности. Мы хотим, чтобы в России было такое же отношение к отечественной продукции. Что касается маркировки, то она работает. Мы убедились в этом, когда стали продавать сорт макарон, который имел знак «Зеленый листок», – продажи сразу резко выросли.

Иногда торговле приходится становиться двигателем производственного прогресса. Например, представитель другой торговой сети Александр Цыганов посетовал, что отличная «зеленая» продукция может иметь вредную упаковку. И такое встречается нередко:

– Мы попросили производителей яиц поменять упаковку на экологичную, но лишь одна из четырех компаний согласилась пойти на это, так как для замены требуется установка новой технологической линии. Остальные посчитали расходы неоправданными. Но мы не сдались. В нашей торговой сети выработан внутренний документ, в соответствии с которым отдел закупок обязан обращать внимание на упаковку при закупке товаров. Мы уверены, что «зеленая» идеология все настойчивее проникает в нашу жизнь. И игнорировать эти тенденции уже невозможно.


Фото Freepik.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here