В Петербурге представили сразу несколько спектаклей для детей

В весенние каникулы петербургские театры представили сразу три музыкальных спектакля для детей. Два мюзикла – совершенно новый «Белый Клык» Анастасии Беспаловой в «Зазеркалье», любимые несколькими поколениями «Бременские музыканты» Геннадия Гладкова на большой сцене Мюзик-холла, а также опера известного русского композитора Цезаря Кюи «Красная Шапочка» в «Санктъ-Петербургъ Опера».

Цезарь Кюи сегодня известен больше как критик-поле­мист, позволявший себе в рецензиях поучать великих – Чайковского и Вагнера. Однако по мнению главного режиссера и худрука «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрия Александрова, Цезарь Кюи – большой и недооцененный русский композитор, чьи произведения достойны самого пристального внимания.

«Красная Шапочка», созданная композитором в 1911 году специально для наследника российского престола Алексея Николаевича, уже вторая его опера для детей, представленная на этой сцене. «Кот в сапогах», сочиненный композитором двумя годами позже, в 1913-м, был поставлен Юрием Александровым в прошлом сезоне, а его успех оказался просто ошеломительным – билеты на очередной спектакль раскупаются за неделю-две, а то и за месяц до представления. Это, конечно же, стало одним из мотивов новой постановки.

Сам могу подтвердить, побывав на обеих мини-операх: дети в полном восторге увлеченно наблюдают за тем, что происходит на сцене, а иногда и в зале, куда сказочные герои периодически спускаются, максимально приближая действие к маленькому зрителю. Красная Шапочка в исполнении Каролины Шаповаловой, чья вокальная и балетная подготовка выше любых похвал, изящно флиртует со страшным – со светящимися красными глазами – Волком в исполнении Антона Морозова. Все пение сопровождается танцами с весьма изысканными и сложными пируэтами, придуманными хореографом Василом Панайотовым. При этом текст артикулируется очень четко, так что малышам не приходится переспрашивать у родителей: а что там спела Бабушка или Волк? Очень трогательна сцена в лесу, когда заблудившуюся Красную Шапочку без слов, только при помощи жестов и пластики, утешают Лягушка и Сова. Надолго запоминается страстное танго Волка и Бабушки, которым заканчивается первый акт.

Что касается музыки пожилого Цезаря Кюи, которому на момент сочинения оперы стукнуло уже полных 75, она достаточно скромна, спектаклю не мешает, а где-то даже и помогает. Мелодизма и изобретательности его оппонентов – тех же Чайковского и Вагнера – Кюи, конечно же, лишен, но спектакль Юрия Александрова, в данном случае не про музыку, а про постановку и первоклассную актерскую пластику и игру. Вдохновенные декорации и костюмы молодого художника Василия Цырлина способны очаровать и увлечь не только детей.

Мюзикл «Белый Клык» Анастасии Беспаловой, поставленный на сцене «Зазеркалья» Ольгой Фурман по мотивам известной повести Джека Лондона, в отличие от «Красной Шапочки» в значительной степени замечателен очень характерной, с настоящим индейским колоритом, и очень мелодичной музыкой. И снова на сцене звери: на сей раз собаки и волки. «Белый Клык» Джека Лондона – это еще и полноценная трагедия, в которой есть сцены грубой жестокости и торжества зла. Но музыка, танцы и актерская игра совершают настоящее чудо: зло не так больно ранит, когда музыка и пластика (балетмейстер-постановщик Ольга Красных, она же – одна из дублеров роли Волчонка) рассказывают своим языком о торжестве добра и любви.

Для того чтобы наиболее аутентично изобразить быт индейцев американского севера, постановщики «Белого Клыка» пригласили народного художника Республики Тыва Начына Шалыка. Сцены камлания и с музыкальной точки зрения, и с хореографической, и как картинка упоительно захватывающи и достаточно откровенно намекают на происхождение такого современного культурного феномена, как дискотека. Мюзик-холл тем временем обратился к хиту советских времен – «Бременским музыкантам». Поставила музыкальный спектакль команда во главе с режиссером Натальей Индейкиной, хорошо знакомой завсегдатаям Мюзик-холла по «Дориану Грею» и «Великому Гэтсби». Художник-постановщик Сергей Нарышев, сценограф Вадим Дуленко и художник по костюмам Татьяна Кудрявцева ориентировались на образы, известные всем нам по знаменитому мультику. Очень колоритен в роли Трубадура Александр Чернышев, да и артисты, играющие зверей, – Максим Головчанов (Осел), Юлия Асоргина (Петух), Вадим Рогозин (Пес) и Сергей Груздев (Кот) – увлекательно забавны, пластичны и очень правдоподобны. На премьере большой зал Мюзик-холла был переполнен, спектакль закончился овациями.

Во всех трех спектаклях люди изображают зверей так убедительно, что начинаешь думать о том, что каждый человек имеет в своей природе звериную составляющую. Это очевидно. Но быть может, и звери иногда бывают людьми, человеками, могут испытывать не только голод и страх, но и сострадание и любовь?


Вячеслав КОЧНОВ, фото пресс-служба театра

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here