Служить у самого восхода

52

В Петербурге спустили на воду первую субмарину «тихоокеанской» серии

Новейшая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 стала первой в серии из шести субмарин, которые строятся в Санкт-Петербурге для Тихоокеанского флота. По традиции она унаследовала название списанной в 2010 году АПЛ К-211 «Петропавловск-Камчатский», которая более тридцати лет стояла на страже рубежей нашей страны.

ДЭПЛ «Петропавловск-Камчатский» была заложена в июле 2017 года одновременно с другим кораблем, получившим название «Волхов». Головная лодка должна быть передана Военно-морскому флоту до конца текущего года. На «Волхове» в настоящий момент идет стыковка блоков в единый корпус. Строительство еще двух кораблей – «Магадан» и «Уфа» – находится на стадии формирования блоков и проведения гидравлических испытаний. Пятая субмарина будет носить название «Можайск», шестая – пока безымянная.

– В 2022 году закончится строительство всей серии, – отметил генеральный директор Адмиралтейских верфей Александр Бузаков. – В рамках заключенного контракта в следующем году сдаем еще одну лодку. В 2021-м – две и в 2022-м тоже две лодки. Мы считаем эти корабли серийной освоенной продукцией, и цикл их строительства определяется не столько возможностями нашего предприятия, сколько сроками изготовления оборудования поставщиками.

Также Александр Бузаков отметил, что спуск на воду первой лодки и ее передача флоту станут хорошими подарками Адмиралтейским верфям, которые в этом году отмечают 315-летие со дня основания.

Подводные лодки 636-го проекта, которые принято называть «Варшавянками», имеют давнюю историю. По сути, это глубокая модернизация проекта 877. С улучшенными обводами корпуса, частично измененной конструкцией, новым оборудованием. К слову, лодки 877-го проекта первыми получили название «Варшавянка», поскольку проектировались для постановки их на вооружение ВМС стран Варшавского договора. Первая вошла в строй в 1982 году. Проект получился удачным. За свои выдающиеся гидроакустические характеристики субмарины получили на Западе неофициальное название «Черная дыра». Кроме того, в конструкцию был заложен большой запас для дальнейшей модернизации.

Контракт на строительство «тихоокеанской» серии из шести подводных лодок был подписан в сентябре 2016 года в рамках реализации долгосрочного плана Министерства обороны по усилению боевой готовности ВМС страны. К этому моменту Адмиралтейские верфи как раз закончили строительство серии из шести субмарин проекта 636.3 для Черноморского флота и передали корабли морякам. Отсюда и слова генерального директора про «освоенную продукцию».

Но несмотря на аналогичный индекс, лодки для Дальнего Востока не стали точной копией черноморских.

– Эта серия имеет свои отличия, – рассказал врио заместителя главкома ВМФ вице-адмирал Игорь Мухаметшин. – Она несколько лучше по боевым качествам, нежели предыдущая серия лодок, построенных для Черноморского флота. Развивается радиоэлектронное вооружение, улучшаются тактико-технические характеристики.

По требованию заказчика проектант – ЦКБ МТ «Рубин» – модернизировал основные системы корабля базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющую систему, радиолокационный и гидро­акустический комплексы. Внесен ряд усовершенствований в общекорабельные системы с целью повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий для экипажа. Исчерпаны ли этим возможности дальнейшего совершенствования «Варшавянок»?

– Для «тихоокеанской» серии все требования по модернизации реализованы в конструкторских документах и воплощены в металле на заводе, – заверил первый заместитель генерального директора «Рубина» Валентин Фролов. – Но если потребуется больший объем модернизации, то мы, как проектанты, готовы это обсуждать.

Два слова о вооружении. Основная ударная мощь ДЭПЛ проекта 636.3 – шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. В случае необходимости часть торпед заменяются крылатыми ракетами «Калибр». Их пуск может производиться из подводного положения.

По словам вице-адмирала Мухаметшина, Тихоокеанский флот несколько десятилетий не получал подводных лодок, хотя первая «Варшавянка» была построена на Дальнем Востоке – в Комсомольске-на-Амуре. Так что спуск на воду первой лодки в серии из шести кораблей стал важным событием не только для экипажа, но и для всего флота и региона.

К 2025 году все шесть подводных лодок «тихоокеанской» серии перейдут к местам постоянной дислокации.


Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here