В Петербург привезли золото инков

В Мраморном зале Российского этнографического музея открылась выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации».

86 предметов сияют загадочной красотой, их смысл и назначение пока не под силу разгадать современному человеку. На открытии выставки Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, произнес всего одну фразу: «Инки – вечны, они вне государственных границ и политических пристрастий».

В Петербурге редко показывают древние культуры Латинской Америки. Предыдущий подобный проект был представлен в 2002 году в Эрмитаже и рассказывал об искусстве народов, которые населяли территорию современной Мексики. Искусство древних индейцев, живших на территории современных Перу, Боливии и Эквадора, вообще выставляется в России впервые, уже не говоря о том, что в наших музеях оно практически не представлено.

Приехавшие в Петербург украшения, ритуальная утварь, сосуды – лучшее из собрания музея «Золото Перу», который расположен в столице страны Лиме. В коллекции музея находятся семь тысяч предметов, из которых полторы тысячи – золотые в буквальном и переносном смысле этого слова.

Название выставки – маркетинговое, ориентированное на то, что слово «инки» мы хотя бы слышали. На самом деле огромное по тем временам государство инков существовало в 1200 – 1532 годах. До этого примерно с 500 года до н. э. на берегу Тихого океана последовательно существовали культуры Викус, Фриас, Наска, Моче, Уари, Тиауанаку, Ламбайеке, Чирибайя, Чиму.     

Именно в таком хронологическом порядке предметы, созданные представителями этих культур, показаны на выставке. Но Юрий Березкин, доктор исторических наук, научный консультант проекта, советует петербуржцам особо не заморачиваться на тонкостях датировок. И предлагает обратить особое внимание на несколько предметов: редкое нагрудное украшение – пектораль (Чирибайя) – и две маски с изображением птиц (Наска). Эти пернатые, по легенде, пожирали головы злых духов. Таких пар в мире известно всего три. Бесподобна церемониальная зооморфная сумка (Фриас) с ярко выраженными мужскими достоинствами. По предположениям этнографов, в этой небольшой по размерам сумочке хранили средства для расширения сознания.

Комфортное пространство Мраморного зала позволяет подробно рассмотреть каждый предмет. Лицом выставки стала погребальная маска с «проницательным взглядом» (Ламбайеке). Глаз не оторвать от ритуальных ножей «туми», рукояти которых украшены фигурками богов и зверей, от изысканных золотых «перчаток» из погребения, от чашки с погремушкой, от ожерелья с пинцетом, который не сразу определишь в сложном узоре…

Выставку дополняют иллюстрации к сочинению перуанского историка Фелипе Уамана Помы де Айялы «Первая новая хроника и доброе правление», повествующему о приходе конкистадоров, а также фотовыставка о природе и памятниках Перу. В ряду снимков на самом почетном месте – знаменитый город Мачу-Пикчу. Еще одно слово, знакомое россиянам.


Василий ПОСТНИКОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here