Корреспондент «Вечёрки» ознакомился с удивительной железнодорожной техникой

Несмотря на наступление календарной весны, снегопады не прекращаются. И если про уборку снега в городе мы знаем столько, что больше и не хочется, то про снегоборьбу на железной дороге слышали не так уж и много. Чем не повод прокатиться на огромной рокочущей машине в клубах снежной пыли?

Рокот дизеля, гудение агрегатов, характерный шорох и треск щеток, снег во все стороны – путевая снегоочистительная машина СМ-2М выглядит впечатляюще.

– Она не новая, 1989 года, но еще побегает, – ласково улыбается Владимир Петухов, машинист железнодорожно-строительных машин. – Зовем ее мы «Снегуркой». Машины эти хоть и однотипные, но с одной на другую пересаживаешься – и все немного по-другому. Здесь, например, настил накопительного транспортера сложен из металлических конструкций, по-простому – «досок». Это вносит свои особенности, нужно болты подкручивать, чтобы он не разболтался.

Машина несамоходная – тащит ее локомотив. Головной вагон оснащен дизельной электростанцией, дающей энергию нескольким двигателям, также в нем размещен компрессор, питающий пневматические цилиндры рабочих механизмов. В первом и последних вагонах размещаются органы управления.

На вооружении машины – довольно простые на вид уборочные механизмы: боковые крылья с ротационными щетками и питающий щеточный ротор, управляемые отдельными воздушными цилиндрами подъема и поворота, а также подрезной нож, в центральной передней части располагаются три устройства для скалывания льда.

Принцип работы техники незамысловат: во время движения машинист запускает барабан щеточного типа поперек рельс. Он забрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, отправляясь в накопительный конвейер. Если снег плотный или его слишком много, то барабан поднимают, опустив подрезной нож. Ото льда избавляются за два или три прохода – во время первого пользуются льдоскалывателем. Затем опять работает щеточный барабан.

Промежуточные полувагоны устроены просто. Внутри них движутся транспортеры, передающие снег дальше. В конечном вагоне имеются принимающий разгрузочный транспортер, а также накопительный и питающий конвейеры, отличающиеся разной скоростью движения.

Бригада состоит из трех человек: это машинист, непосредственно управляющий снегоочистительным оборудованием, дизелист, который следит за дизель-генераторной установкой, и машинист концевого вагона, в котором непосредственно накапливается снег. Деятельностью снегоуборочной машины совместно с дежурным по станции управляет руководитель работ.

Видов снегоуборочных путевых машин много – все и не перечислишь. Существуют машины и с двумя, и даже с тремя вагонами, есть и ПСС-1 – целый снегоуборочный самоходный поезд с собственным «тепловозом».

На подобных машинах Владимир работает более десяти лет и знает их все как родные. Нынешняя СМ-2М, номер 1516, изучена им до винтика:

– Когда очень большой снегопад, мало времени остается на обслуживание машины, но бригады, несмотря ни на что, технологию технического обслуживания выполняют в полном объеме. Порой техника подводит, нюансов всегда много. Например, что-нибудь происходит по воздушному управлению: где-то какие-то манжеты поддувать начинают, но это все своевременно устраняется. Если что-то по электричеству, то незамедлительно приезжают наладчики с предприятия, производят ремонт. Меняют пускатели, например.

Обслуживают машину ежесменно, а промежуточное техобслуживание – раз в месяц: подтягивают транспортерные ленты, проверяют воздушное оборудование, электрику. Основное техническое обслуживание и ремонт, конечно, проводятся в межсезонный период.

– На Московском вокзале все понятно, здесь за путями очень хорошо следят. На других же участках в снегу всякое попадается – порой можно наткнуться на огрызок шпалы или какую-нибудь доску, – рассказывает Владимир. – Случается, что снег очень жесткий и его питателями даже не поднять. Тогда скорость получается меньше трех километров в час, и проходим один участок и два, и три раза. Перед стрелкой поднимаем питатель, чтобы ее не засыпать – этим процессом управляет руководитель работ, который находится в машине, или спускается на насыпь и идет рядом с машиной, следит за ситуацией.

Бригады трудятся по 12 часов, с восьми утра до восьми вечера, затем заступает ночная смена.

…Хватаюсь за металлические поручни, забираюсь в высокий головной вагон. В кабине два пульта, два кресла. Здесь тепло и по-своему уютно.

– Сначала запускаем дизель-генератор, следим за вольтажом, амперами, нагрузкой, – рассказывает Владимир. – Дежурный по станции дает команду тепловозу, который нас везет, руководитель дает команду нам, включаем транспортер и питатель. Опускаем щетки, они накидывают снег на питатель, начинается сбор снега.

На самом деле, несмотря на кажущуюся простоту управления, комбинаций использования чистящих агрегатов возможно множество. Работа кропотливая и требует немалого мастерства и чувства машины.

Мы трогаемся. Вагон вибрирует, рокочет дизель, а если открыть заднюю дверь кабины, то видно конвейерную ленту, уносящую снег в вагон-накопитель.

Ребята уже давно работают одной бригадой: зимой на СМ, летом на щебнеочистительной машине (ЩОМ-1400). Довелось побывать везде: летом трудились и в Восточной Сибири, и в Дагестане, изъездили всю Октябрьскую железную дорогу.

– Куда родина посылает, туда и едем! – смеется Владимир. – И на Байкале были – и зимнем и летнем. Слушай, а приезжай летом, на ЩОМе покатаем!


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here