Про легендарного режиссера и педагога снимают фильм

Еще в прошлом году «Лендок» анонсировал запуск документального проекта «Станиславский» – картины, которая через интервью расскажет о создании системы, которую в своей работе используют актеры во всем мире. Этой зимой стало известно, что фильмом заинтересовалась американская телесеть HBO, с которой уже достигнуто предварительное соглашение. Также анонсировано участие в проекте таких звезд, как Аль Пачино и Кристиан Бэйл. Для фильма уже сняты эпизоды с актером Александром Златопольским и хореографом Аллой Сигаловой. Создатели ленты также записали интервью Олега Табакова незадолго до его смерти.

«Вечёрка» выясняла у экспертов, будет ли этот проект востребован зрителем.

– Приветствую создание фильма о Константине Сергеевиче Станиславском, – говорит Алексей Дунаевский, член Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. – Этот человек мне, как и многим, очень дорог. Но пока слабо представляю, куда двинется дело. Все мы знаем, что получилось у Питера Гринуэя, когда он взялся делать фильм о Сергее Эйзенштейне. Сущий кошмар! Теперь «Лендок» взялся за «Станиславского». Но хорошо, что в проекте будет принимать участие телесеть HBO, которая подарила зрителям много высококачественного кино. Здорово, что фильм планируют запускать в кинотеатры, потому что документальные картины там – редкие гости. О Станиславском и вовсе сто лет ничего не снималось. Даже если это будет не то, что мы хотим увидеть, все равно любопытно, как понимает международное сообщество его роль. Мало кто знает, что у Константина Сергеевича были ненавистники. Одним из самых главных был ни много ни мало Лоуренс Оливье, который даже созывал конгрессы, чтобы объявить систему Станиславского вредной. Со всеми этими погружениями в роль, дневниками и прочим. Оливье считал, что актер не должен иметь никакого жизненного опыта в отношении своей роли: просто выйти и сыграть. Если в фильме покажут это столкновение, ему не будет цены.

Аль Пачино и Кристиан Бэйл согласились участвовать в проекте.

– Крупные американские дистрибьюторы, подключаясь на ранних стадиях, обязательно имеют влияние на производство картины. Они как никто другой знают аудиторию и очень внимательно относятся к стандартам качества. Да и на поздних стадиях производства, иногда и в случае готового фильма, дистрибьютор может оказать влияние на фильм. Думаю, HBO не будет покупать фильм по принципу «как есть» и непременно будет иметь право голоса. HBO – это замечательный канал с большой и востребованной библиотекой неигрового кино, можно поздравить «Лендок» с таким сотрудничеством.

По мнению экспертов, привлечение к картине голливудских звезд себя точно оправдает.

– Считаю, что насытить картину большими актерами – ход абсолютно правильный, – отмечает Дунаевский. – В США, к примеру, проходило исследование: ретроспективу какого европейского режиссера студенты хотели бы видеть больше всего. И первое место занял Федерико Феллини. А когда в кинотеатр при кампусе привезли ретроспективу режиссера, на нее не пришел никто. То есть опрос показывает одно, а реальность – совсем другое. Поэтому в картину «Станиславский» «вбивать» звездные фамилии абсолютно правильно. Однако думаю, эта картина будет интересна ровно тем, кто захочет этот фильм посмотреть. Но даже если прокат пойдет только в одном кинотеатре, это нормально. Если он будет идти несколько месяцев, то даже один экран в состоянии удовлетворить аппетиты всех наших интеллектуалов. Продюсеры думают добавить 3D-эффекты? Перебор.

Кинопродюсер Владислав Пастернак считает, что в США с большим уважением относятся к персоне Станиславского. И в том числе из-за этого к документальному фильму там такое внимание.

– В США чтут Станиславского. Все более новые американские актерские системы, в том числе и преподаваемые теперь у нас, изложенные более простым языком, основаны на системе Станиславского, – напомнил Владислав. – Все актеры изучают его систему и работают так или иначе по ней. Для многих из них было делом принципа принять участие в проекте, снимаемом соотечественниками режиссера. Словосочетание «система Станиславского» знакомо всем, но не все понимают, что это такое. И понятно, что зрители охотнее будут смотреть на Кристиана Бэйла, чем на сколь угодно компетентного эксперта, о котором они впервые слышат. Есть такой фильм «Lost & Abandoned»: молодые режиссеры приезжают на Каннский фестиваль в поисках денег на новый фильм и берут интервью у разных известных личностей о том, как те находят ресурсы на кино. В итоге получился фильм со звездами, который благополучно продали на весь мир. Документалистика уже очень давно переживает не лучшие времена во всем мире. Все неигровые фильмы делаются за копейки, жанр сильно смешался с тележурналистикой, есть очень не много больших режиссеров, чья документалистика интересна всем. Да и многие звезды профессии не так уж широко известны. Некоторая коммерциализация ей не помешала бы. Участие звезд – ценный способ повысить привлекательность фильма, применение 3D-эффекта там, где он на первый взгляд не очень нужен, – тоже любопытно, хотя и недостаточно само по себе. Насколько интересна современному российскому зрителю личность Станиславского – вот главный вопрос. Насчет мирового зрителя не сомневаюсь – за пределами России публика для такой картины обязательно найдется.


Семен ДМИТРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here