В субботу в Москве в Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается ретроспектива Ильи Репина, посвященная 175-летию художника. На выставке будут произведения из 35 музейных и частных собраний.

Русский музей предоставил для выставки более семидесяти работ Ильи Репина, в том числе гигантское полотно «Торжественное заседание Государственного совета…». Специалисты из Русского музея преодолели множество трудностей, связанных с транспортировкой такой огромной картины. Однако старая рама оказалась нетранспортабельной, поэтому для «Заседания» сделали новую по эскизу дизайнера московской выставки Евгения Асса.

Московская выставка продлится до 18 августа, затем картины вернутся в Петербург. И уже 3 октября репинская выставка откроется в Русском музее. А что же остается петербуржцам и гостям города до возвращения картин?

В зале № 20 Михайловского дворца можно увидеть сейчас работы Репина, которые не столь известны широкой публике. А в зале № 54 вместо «Торжественного заседания Государственного совета…» можно увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси. Ранее эти произведения лишь изредка демонстрировались на временных выставках.

Одна из них – картина Павла Чистякова (кстати, учителя Репина) с очень длинным названием: «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому». Она была написана в 1861 году. Художник изобразил, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положил начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия, в ходе которого оба князя Василия были ослеплены и потому и стали «Косым» и «Темным».

Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников: Григория Угрюмова, Вячеслава Шварца, Василия Пукирева, Илью Репина, Виктора Васнецова, Ивана Пелевина. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского. Художник изобразил тот роковой момент, когда героиня – шестая жена царя – в сонном забытьи произносит имя своего возлюбленного в присутствии Ивана Грозного.

Темой полотна Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа» (1889) стала трагическая судьба святителя Русской православной церкви, смело обличавшего Ивана Грозного.

В историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», также посвященном эпохе Ивана Грозного, описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова. Жены в ту пору вели затворнический образ жизни, практически не выходя из своих покоев. Согласно традиции, молодая жена Морозова Елена обязана была выйти к гостям – посторонним мужчинам – в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина. Если при этом жена каким-то образом проявляла эмоции, даже если на ее щеках просто появлялся румянец – муж мог заподозрить ее в неверности. Именно эту сцену и можно увидеть на картине «Поцелуйный обряд» (1895) Константина Маковского.


Юрий ОБРАЗЦОВ, фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here