«Кондуктор, у меня смартфон!»

71

Системы оплаты проезда в Петербурге «умнеют»

Единые проездные билеты в последнее время часто видоизменяются. То ради удобства они выпускаются в виде брелока, то их встраивают в наручные часы или специальные браслеты. В ГКУ «Организатор перевозок» говорят, что сегодня электронные проездные не только обновляют форму, но и обретают другую функ­­циональность.

«Умные» платежи

Согласно статистике «Пассажиравтотранса», толь­ко за первое полугодие прошлого года картой «Подорожник» пассажиры воспользовались 23,3 миллиона раз – прирост составил почти треть. А всего электронными проездными в общественном транспорте пользуются почти 90 процентов пассажиров. По словам директора по коммуникациям компании – производителя пластиковых карт Сергея Бирина, электронный проездной – это удобно. Не нужно искать мелочь по карманам, доставать кошелек. Зашел в транспортное средство, вытащил свою карту и оплатил проезд.

Но логика не только в удобстве. Сам общественный транспорт становится «умнее» – на улицах города уже работают автобусы, умеющие избегать автомобильных пробок, и троллейбусы на автономном ходу. Разумеется, следом за ними и проездные билеты становятся все интеллектуальнее.

По мнению независимого эксперта IT-отрасли Павла Терентьева, прогресс не остановить, и поэтому крупнейшие корпорации занимаются разработкой и усовершенствованием средств передвижения – от беспилотных такси до космических модулей. «Вполне естественно, что скорость оплаты проезда должна соответствовать высокой скорости перемещения», – утверждает он.

Быстрее и экономнее

Общественный транспорт Северной столицы как раз и идет по этому пути. Уже сегодня в городских автобусах Петербурга проходят испытания несколько различных систем оплаты проезда. 

Одна из них предусматривает, что пассажир звонит с сотового телефона на номер, указанный в салоне автобуса, – и деньги за проезд списываются со счета мобильного. Система предполагает, что у кондуктора каждого из автобусов – свой, уникальный номер телефона. Идентификация пользователей идет по номеру телефона. Установив на коммуникатор соответствующее приложение, пассажир может расширить свои возможности. «Мы смотрим, привязан ли его номер, есть ли у него тарифный план. Процессинговая часть знает, кому переводить деньги. Мы сделали первые тарифные планы – разовые, многократные, единые, льготные», – пояснили специалисты компании-подрядчика.

Кроме того, на маршрутах городского транспорта внедряются комбинированные устройства, которые позволяют не только оплачивать проезд уже «заряженным» проездным билетом (или банковской картой), но и пополнять баланс «Подорожника», активировав отложенный платеж, – подобно тому, как это можно сделать в метро и на некоторых стационарных точках «Организатора перевозок».

Недавно «Пассажиравтотранс» представил новую услугу в наземном транспорте: пассажир может активировать пополнение проездного, приложив его к терминалу для банковских карт, и сразу же оплатить проезд. Эксперты говорят, что такая технология оплаты удобна по нескольким причинам: позволяет снизить расходы на работу с наличными деньгами, значительно сократить очереди. Несмотря на то что услуга активации пополнения билета «Подорожник» запущена не так давно, у петербуржцев она пользуется большой популярностью. «Если в январе было совершено 1800 активаций, то уже в феврале их количество превысило 4000», – комментируют в ГКУ «Организатор перевозок».

Комфорт во всем

Кстати, новые технологии, позволяющие оплачивать поездки на транспорте, внедряют не только государственные компании. Не так давно в одном из популярных мессенджеров появился бот, с помощью которого пользователи получили возможность пополнять баланс, а держатели определенных типов карт – даже смотреть остаток.

Но впрочем, этот сервис пока не стал популярным у горожан. Эксперты объясняют это тем, что петербуржцы продолжают ждать специализированного и удобного приложения: с личным кабинетом, пополнением, активацией и просмотром баланса – все в одном. Но уже от транспортников. Те в свою очередь говорят, что как раз работают над этим. Личный кабинет пассажира Петербурга они обещают запустить до 2020 года. Впрочем, как и другие сервисы, позволяющие нам не только с комфортом ездить на общественном транспорте, но и оплачивать эти поездки как нам удобно.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here