В Корпусе Бенуа прошел мастер-класс по золотому шитью

На входе в Русский музей посетителей выставки «Платки и шали в России XVIII – XXI веков» видно невооруженным глазом – у кого-то сверху на клетчатое платье накинут черный палантин, у кого-то в руках – легкая шаль, а одна девушка повязала шею кремовым шарфом в цветах.

Вокруг стола, где собрались рукодельницы из мастерской древнерусского шитья «Покров» Константино-Еленинского женского монастыря, к началу мастер-класса уже не протолкнуться – десятки посетительниц фотографируют и внимательно всматриваются в образцы шитья, которые лежат на столе. А там – настоящие драгоценности – золотые нити, кое-где к канве уже прикреплен будущий кокошник, а где-то по ткани разбросаны жемчужины.

Интерес к золотошвейным платкам объясним – кажется, что такого великолепия не было даже у жен турецких султанов, – переливающиеся всеми оттенками желтого узоры, шитые драгоценными нитями, не оставляют на шелковой косынке ни единого просвета, сквозь который была бы видна ткань. И у каждой посетительницы мастер-класса в глазах читается вопрос: «Неужели все это – чистое золото?» Мастерицы из монастыря объясняют, что металл выделывают в тончайшую проволоку, которой затем и шьют. Раньше вышивку выполняли на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и камнями.

Переходя от слов к делу, мастерицы начинают шить, и все несколько десятков человек в едином порыве наклоняются к столу. Технология вызывает изумление. Не зная секретов древнего искусства, можно подумать, что все объемные детали – лепестки цветов, швы и узоры – выполнены из чистого золота. Но на деле все оказывается гораздо «экономнее».

– Для того чтобы драгоценного материала тратилось меньше, а рисунок на платке не терял объем, сначала узор прошивался обычными белыми нитками, а на них прикреплялись золотые. Крупные выпуклые фигуры, такие как лепестки цветов, вырезались из картона и сверху обшивались драгоценным материалом. В результате платок получается односторонним, ведь, если посмотреть на его изнанку, там все сплошь покрыто белыми нитями – и никакого золота, – рассказывает одна из современных мастериц.

Тем временем другая мастерица нанизывает на нитку небольшие речные жемчужины, затем эту нитку прикрепляет к ткани, делая закрепляющие стежки после каждой бусины. Этим достигается большая прочность шитья, а рисунок на ткани снова становится более объемным. В древности одним из любимых приемов было шитье по шнуру – нашивка жемчуга или бисера на прикрепленный к ткани шнур из нитей.

Нам, простым смертным, подержать драгоценные материалы в руках не дали, да и, если честно, страшновато, ведь с непривычки кажется, что можешь случайно рассыпать жемчужины или порвать тонкую драгоценную нить. Но и простого наблюдения за современными золотошвейками хватает, чтобы по-настоящему восхититься их кропотливой работой. По своей методичности и сосредоточенности она напоминает медитацию.

Конечно, золотошвейные платки – это очень дорогой аксессуар, настоящий предмет роскоши. Поэтому сейчас такие почти ювелирные изделия можно увидеть лишь на свадьбах. А нам, городским жительницам, больше всего знаком, пожалуй, павловопосадский платок. Бахрома, крупные яркие цветы – так и вспоминаешь сразу картинки из русских сказок, которые читали в детстве, где Настенька в своем красном платке ждет в зимнем лесу Морозко или Аленушка в голубой косынке поет песню Финисту – Ясному соколу. И все же у каждой девушки на мастер-классе, что завороженно рассматривала переливающиеся золотом узоры выставленных для демонстрации платков, несомненно, промелькнула мимолетная мечта – вышить и носить когда-нибудь на своих плечах такое произведение искусства.


Фото Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here