Его звали пионером советского дизайна

77

Как Аскольд Кузьминский создавал знаменитый логотип Эрмитажа

Художнику-дизайнеру Аскольду Кузьминскому, который разработал фирменный стиль Государственного Эрмитажа, в том числе знаменитый логотип музея – окрыленную букву «Э» в овале, сегодня было бы 80 лет.

О том, как рождался фирменный стиль Эрмитажа, Аскольд Иванович рассказал в своем дневнике, который бережно сохранила его семья. Это необычный рассказ – он складывается не столько из слов, сколько из зарисовок (каждый лист разбит на квадраты, в каждом умещается один день – один рисунок). Краткие пояснения и даты тоже есть. Они соседствуют с документальными свидетельствами – трамвайным билетом, гаишным штрафом, талонами на продукты из 1992 года, уголком афиши Эрмитажного театра…

Тут можно найти много симпатичных, домашних подробностей – узнать, как Кузьминские праздновали дни рождения и путешествовали, топили баню и делали ремонт («Ремонт нельзя закончить, его можно только не начинать!» – резюмирует Аскольд Иванович). Начало работы над эрмитажным стилем (1995 год) тоже отмечено рисунком – портретом Владимира Юрьевича Матвеева, заместителя директора музея, неутомимого выдумщика, неистощимого генератора идей и энергии. С него начиналось множество эрмитажных проектов – выставочные центры в России и за ее границами, музейная газета, открытые фонды в Старой Деревне… Оказывается, и логотип тоже.

Работа над фирменным стилем продолжалась около полутора лет. Набросков – не сосчитать. Они хранятся в отдельной папке, но и в дневнике Кузьминского возникают снова и снова. Буква «Э» оборачивается то подобием лепного барочного завитка (одного из тех, что украшают фасады Зимнего дворца), то продолжением решетки дворцовых ворот. Иногда оплетает плющом букву «Г» (Эрмитаж – Государственный музей), иногда расплескивается красочным буйством. Со временем появляется мотив крыла – он возникает из растительного орнамента, узоров скифского «звериного стиля», из заостренного пера (того, которым писали когда-то). Крыло постепенно расправляется и избавляется от излишеств.

Параллельно основному (лаконичному, фирменному) рождаются и другие варианты – смешные, философские, исторические, – не подходящие для графического стиля, но необыкновенно выразительные. Например – «Эрмитаж советский»: вместо среднего штриха в рисунок (в букву) вплывает крейсер «Аврора». И другая вариация на ту же тему – буквой «Э» обернулись классические серп и молот.

Самое страшное – литера, сплетенная из колючей проволоки («Эрмитаж 1937 года»). Самое смешное – «Э», осмысленное, как герб главного хранителя (крейсер «Аврора» заменен на засов с висячим замком). Есть и символ дирекции музея – буква, дополненная факсимильной подписью Михаила Борисовича Пиотровского. И знак хозяйственной части – с ведром и шваброй.

«Ленин в Эрмитаже» – из буквицы выдвинулась руководящая рука вождя. «Рубенс в Эрмитаже» – на том же месте образовалась пышная дамская грудь. Екатерина II сами знаете где – нижний хвостик буквы завился штопором – вензелем императрицы, увенчанным вместо короны алым сердечком. И так далее и тому подобное.

Итоговая версия известна всем, кто любит Эрмитаж, – окрыленная буква «Э» окружена овалом. В нем – название музея по-русски и по-английски. И еще два крылышка – точь-в-точь те, что красовались в древности на сандалиях Гермия, посланника богов.

Дата завершения творческого поиска зафиксирована в дневнике художника: ноябрь 1996-го. К дате прилагается подпись: «окончательная сдача работы по Эрмитажу». И рисунок: две руки соединились в крепком пожатии. Одна элегантно выглядывает из рукава пиджака и белой рубашечной манжеты. Другая – высовывается из лохматого свитера. Надо полагать, директор и художник остались довольны сотрудничеством.

Как писали «Известия» той поры: «Дизайнеры Эрмитажа под руководством Евгения Монгайта и ведущего автора Аскольда Кузьминского разработали рекомендации фирменного графического стиля – единой знаковой символики Эрмитажа, куда включены логотип музея, знаки на указателях маршрутов, шрифты для каталогов, путеводителей, документов…» Действительно, логотип – верхушка айсберга. Дизайнеры продумали все до мелочей: билеты входные и пригласительные, буклеты, афиши, бейджики сотрудников, экслибрис для эрмитажного магазина…

Теперь кажется, что фирменный стиль и фирменный темно-зеленый цвет был у музея всегда. И трудно представить, что выбор мог пасть на какой-то иной вариант. Один из тех, что представлены этой весной в фойе Эрмитажного театра – на выставке, посвященной Аскольду Ивановичу Кузьминскому, создателю фирменного стиля Государственного Эрмитажа и эмблемы Ленинградского метрополитена, замечательному художнику и талантливому дизайнеру.


Екатерина ЭММЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here