Духовная составляющая важнее всего

51

Сегодня у православных начался Великий пост

Великий пост – важнейший и самый древний из многодневных постов. Его продолжительность – 40 дней, или шесть седмиц (недель), после которых следует седьмая, Страстная, и заканчивается все Пасхой. В этом году она поздняя – выпадает на 28 апреля.

Великий пост – напоминание христианам о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. Согласно Евангелиям, после крещения Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовится к исполнению великого дела, ради которого он пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей он был в пустыне, не вкушая никакой пищи. Он был многократно искушаем дьяволом. Но победил, тем самым показав, что зло – преодолимо. Вот и пост помогает христианам очистить себя от зла, греховных наклонностей, больше помнить о Христе и быть ближе к нему.

Великий пост ведет к Страстной, последней в посту, седмице, напоминающей о крестных страданиях Спасителя. И кульминация – Светлое Христово Воскресение. Главный праздник в христианском календаре.

Что касается ограничений в питании, то кто-то из горожан полностью соблюдает все предписания поста, кто-то – частично. А кто-то решает ограничить себя в питании только во имя оздоровления организма, не задумываясь о духовной составляющей сорокадневного поста. Разумеется, каждый решает за себя. Но медики не рекомендуют полностью соблюдать режим поста детям, беременным, людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. Тем, кто страдает хроническими заболеваниями, нужно обсудить возможность поста с лечащим врачом. Возможно, полностью постное питание – не ваш вариант, к тому же изменение в меню при некоторых болезнях требует корректировки приема лекарственных препаратов. Для людей, никогда не постившихся (особенно для тех, кто уже не молод), медики рекомендуют плавный переход к соблюдению поста. Например, во время первого в вашей жизни длительного поста (по крайней мере в первые недели) исключить из рациона только мясо и мясопродукты. Если все пройдет хорошо, то на следующие дни (а то и вообще в следующий пост) добавить ограничения в молочных продуктах. А затем прибавить отказ от яиц.

О значимости Великого поста в жизни христианина, о том, что самое главное в посте и что делать, если собирался держать пост, да не смог устоять перед молоком и мясом, «Вечёрка» спросила протоиерея Александра СОРОКИНА, настоятеля собора Феодоровской иконы Божией Матери на Миргородской улице.

– Мои слова прежде всего обращены к тем, кто в духовном поиске, кто еще полностью не пришел к вере. Во-первых, чем Великий пост отличается от остальных постов? С точки зрения диеты – фактически ничем. А вот с точки зрения тематической и богослужебной Великий пост – это пост, каждый день которого имеет свое определенное содержание. Например, первая седмица (неделя), которая началась сегодня, и особенно ее первые четыре дня. На вечерних службах с понедельника по четверг читается Великий канон, канон святого Андрея Критского. Читается долго – по 45 минут. Этот канон, эти молитвы, в нем содержащиеся, – поэзия покаяния, созданная 1500 лет тому назад в Византии на греческом языке, потом переведенная на другие. В ней присутствуют размышления о смысле бытия, о покаянии в своих грехах (а кто из нас без них?), о том, что в нашей жизни неизбежно наступит финал. Мы гоним мысли о нем, занятые решениями вопросов дня сегодняшнего, не думаем о конце и о том, с каким «набором» деяний и духовных наработок к нему придем. Это удивительное по глубине произведение, позволяющее человеку настроиться на прохождение поста. Священнослужители читают канон на церковнославянском – не всем понятно. Если соберетесь в эти дни в храм, рекомендую взять с собой текст канона на русском языке – он повсеместно продается, есть в Интернете. Мы, кстати, разрешаем в соборе пользоваться гаджетами.

«С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Прииди, несчастная душа, с плотию своею, исповедайся Создателю всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и с раскаянием принеси Богу слезы» – так звучат в переводе на русский язык начальные строфы канона.

Это пронзительные и понятные слова.

На пятой неделе поста в среду канон читается полностью. И в этот же вечер читается полная драматизма история Марии Египетской. Суть истории такова: Мария была блудницей, но потом обратилась к вере, покаялась, ушла жить в покаянии в пустыню. Конечно, кто-то скажет: к чему мне древнее сказание о даме легкого поведения, с которой я не имею ничего общего? Но у всех нас есть свои грехи, и мы должны их осознать. Мы должны измениться сами, изменить свое отношение к другим людям, стать терпимее, сострадать им.

Или, скажем, Страстная седмица. Читается Евангелие о крестном пути Христа, и если мы сможем прочувствовать, сопереживать ему, то будем сопереживать и ближнему своему. Это знаете – как свет в темном помещении включить. Впусти в свою жизнь Христа, и ты по-иному взглянешь на то, что тебя окружает.

Есть и другие замечательные тексты в Великом посту. Например, молитва святого Ефрема Сирина, которую Пушкин переложил в стихах.

– Но как-то сразу поменять свой взгляд на мир, на место человека в мире – сложно…
– Что можно посоветовать тем, кто только встает на путь? Да то же самое, что мы рекомендуем взрослым людям, желающим принять крещение (мы сразу не проводим таинство, нужна длительная подготовка человека). Напиши сначала «Личные заповеди», правила, исполнение которых легко оценить. Например, ты редко звонишь и навещаешь своих престарелых родителей. Звони и езди чаще (но нужно четко определить реальные возможности). Ты – кофеман? Ограничь употребление двумя чашками в день (или сколько там себе определишь), куришь с утра до вечера – ограничь таким-то числом сигарет. И так далее. Но не пиши заповедь типа «Обязуюсь не завидовать», ибо как ты по прошествии сорока дней поста оценишь ее исполнение? Подобные «Личные заповеди» улучшат твои отношения с другими людьми и будут еще и на пользу твоему здоровью.

– А что касается питания?
– Ограничения в питании есть повсеместно. И в других религиях, мировоззрениях, учениях. Есть ограничения (диеты), рекомендуемые медиками, есть профессиональные (у балерин, спортсменов).

Так что без каких-то ограничений в жизни (в том числе порой и в еде) мы не добьемся результатов в самых разных сферах – от научной и профессиональной до духовной. В философии есть закон энтропии – когда все сливается, слабеет, превращаясь в однородный хаос. Пост – это в своем роде сопротивление энтропии, это встряска организма. Например, как для бесшабашного студента сессия. Я, например, хотя поститься не очень люблю, всегда с нетерпением жду начала поста. Нужен какой-то внешний фактор, чтобы заняться самодисцип­линой, заставить себя отказаться от чего-то (а излишеств в нашей жизни – множество, и не только в еде. Человек на самом деле может обходиться малым, а мы?).

Я как-то попробовал начать пост с голодания (но воду пил). В первый день, особенно наевшись накануне блинов, было очень тяжело. Голова болела. Второй – полегче. На третий – легкость в организме появилась. В дни голодания, к моему удивлению, у меня высвободилось дополнительное время для дел, которые все откладывались. И – чисто психологически – появился дополнительный параметр свободы – что не нужно думать о еде. Я это к чему: соблюдение поста в плане питания дисциплинирует, позволяет сосредоточиться на других вещах.

– Что делать тем, кто хотел поститься, да сошел с поста?
– Продолжать пост дальше. Это как в любом другом деле: оступились – пошли дальше.

Ну а что касается любви к ближнему, к чему призывают особенно в дни Великого поста, тут мне, честно говоря, не очень понятно: получается, что Пасха наступит и можно опять не любить ближнего? В этом отношении Великий пост ничем не отличается от всех других дней в году.


Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ, Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here