Кто поддерживает порядок в аэропорту Пулково

В Ленинграде, втором по величине городе Советского Союза, было два аэропорта: Пулково отвечало за дальние и международные перелеты, а Ржевка обслуживала местные авиалинии. Сегодня Петербург – Северная столица России и по-прежнему второй по величине город страны. Вот только аэропорт в нем остался один. Ржевка канула в Лету… Время от времени возникают разговоры о появлении еще одной воздушной гавани в непосредственной близости от нашего города, но пока дальше деклараций о намерениях дело не идет и Пулково остается единственными воздушными воротами нашего города. Зато какими!

Аэропорт Петербурга – самый крупный авиатранспортный узел в Северо-Западном регионе России. Если говорить о всей стране, то Пулково прочно занимает четвертое место по пассажиропотоку, уступая лишь столичному трио. Сегодня он состоит из трех аэровокзальных комплексов. Главный – Централизованный пассажирский терминал с двумя галереями – Южной (отреставрированное бывшее здание аэропорта с четырьмя знаменитыми световыми «шайбами») и Северной, откуда осуществляются вылеты за границу. Кроме того, в комплекс входят Центр деловой авиации и Центр бизнес-авиации «Пулково-3».

Максимальная пропускная способность аэропорта Пулково составляет 3200 человек в час на прибытие и столько же на отправление. На круг получается до 18 млн человек в год. После несложных арифметических подсчетов получаем около 50 тысяч человек в сутки. Понятно, что эта цифра меняется в большую или меньшую сторону в зависимости от сезона года, но все равно это население не самого маленького российского города – вроде Лодейного Поля или Кингисеппа. Если к этому добавить, что, кроме 4000 сотрудников аэропорта, весь остальной состав переменный, включая провожающих и встречающих, то станет понятно, как сложно поддерживать порядок в этом вечно бурлящем людском море.

Структуры две, порядок один

Как и на других крупных транспортных узлах Петербурга, обеспечением порядка в аэропорту занимаются две структуры: Служба авиационной безопасности (САБ), подчиняющаяся Минтрансу, и Линейный отдел МВД России в аэропорту Пулково. Каждая из них выполняет свою работу в рамках совместных приказов МВД России и Минтранса. Но представителем закона на территории аэропорта была и остается транспортная полиция.

– Сотрудники САБ стоят на входах в аэропорт и осуществляют первичный досмотр, – рассказывает заместитель начальника специализированного отдела охраны общественного порядка ЛО МВД России в аэропорту Пулково подполковник полиции Марина Лаптиева. – При обнаружении запрещенных к перевозке или хранению предметов или в случае других затруднений они вызывают сотрудников полиции.

В Пулкове действует трех­уровневая система безопасности. Сначала – предварительный досмотр, который проходят все входящие в здание аэропорта. Он проводится для предотвращения переноса запрещенных предметов в зону свободного доступа. Затем предполетный досмотр пассажиров и багажа для осуществления авиационной безопасности и предотвращения переноса в самолет запрещенных к перевозке на борту воздушного судна предметов. Во всех этих случаях основная нагрузка лежит на представителях САБ, но в случае необходимости сотрудники полиции имеют возможность участвовать в досмотрах всех уровней.

По схожей схеме организована и охрана летного поля.

– Если сравнивать наш аэропорт с другими в России, то в Пулкове – самая надежная защита, – говорит Марина Лаптиева. – По периметру установлен забор высотой 2,5 метра, инженерные сооружения и охранная сигнализация. Везде размещены информационные стенды о том, что зона – запретная. Случайно забрести невозможно. Контроль за всеми передвижениями по летному полю возложен на САБ. И тем не менее случаются «прорывы». Особенно осенью, в грибной сезон, когда люди пытаются перелезть через забор. 

На борт не допущены

В зависимости от человеческого характера люди, входящие в здание аэропорта, по-разному воспринимают достаточно жесткие меры безопасности. Особенно когда опаздывают на рейс. Сотрудники полиции с улыбкой рассказывают о том, как несколько лет назад один представитель авиакомпании, когда при его проходе сработала рамка металлодетектора, не придумал ничего лучшего, как скинуть с себя абсолютно всю одежду.

Вообще недопуск пассажира на рейс уже перестал восприниматься в аэропорту как нечто из ряда вон выходящее. Причин для этого много: от курения в неустановленном месте и попыток пронести на борт запрещенные предметы до алкогольного опьянения. Последнее – самая частая причина. Пропусти такого пассажира на борт – и где гарантия, что подвыпивший гражданин не начнет дебош на борту и воздушному судну не придется экстренно приземляться. А это потеря времени, лишнее топливо и в конечном итоге финансовые потери.

Кстати, транспортные полицейские в аэропорту – первые, кто в случае экстренной посадки самолета из-за неадекватного поведения пассажира оказывается на борту. Процедура отработана до мелочей.

– Если командир принял решение о посадке в Пулкове, то информация об этом передается диспетчеру, а затем поступает к нам, – рассказывает подполковник полиции Лаптиева. – Нам сообщают номер воздушного судна, место стоянки и так далее. После приземления самолета наши сотрудники поднимаются на борт и препровождают правонарушителя в дежурную часть линейного отдела.

Здесь все как в любой дежурной части органов внутренних дел: пульт связи, устройство видеонаблюдения и контроля, доступ к ресурсам интегрированной системы «Безопасный город», камера содержания задержанных лиц, дактилоскопический оптический сканер, на котором по отпечаткам пальцев можно быстро проверить, числятся ли за нарушителем какие-либо иные «подвиги». Затем с авиадебоширом производятся проверочные или следственные мероприятия сотрудниками либо группы исполнения административного законодательства, либо следственного отдела или группы дознания. В зависимости от совершенного им противозаконного проступка на борту самолета.

Вообще проверка может проводиться на любом из этапов нахождения пассажиров в аэропорту. Наряд полиции встречает или провожает вас у перронов, где происходит высадка и посадка в рейсовые автобусы и такси. В случае возникновения каких-либо сомнений полицейский имеет право попросить документы для проверки и тут же на портативном сканере проверить, не числятся ли за человеком противоправные деяния.

Еще один этап проверки – после сдачи багажа и проверки билетов полицейский также может выделить кого-либо из потока спешащих на рейс пассажиров и проверить их документы по информационной базе данных правоохранительных органов. Журналист «Вечёрки» не удержался от соблазна и попросил просканировать его паспорт. Все оказалось в норме.

Дела международного масштаба

Поскольку в Пулкове обслуживается огромное количество зарубежных авиарейсов, то полицейским нередко приходится общаться с иностранцами. Они могут выступать как в роли потерпевших, так и быть правонарушителями.

– Буквально на днях был зафиксирован факт кражи вещей у гражданки КНР, – рассказывает Марина Лаптиева. – У нее пропали телефон и куртка. Оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию данного вида преступлений осуществляют сотрудник уголовного розыска, следователь и привлекается специалист-переводчик. Устанавливаются обстоятельства происшедшего. Если человек улетает из страны, дальнейшее общение идет через консульство.

Чаще всего пропажа вещей связана с забывчивостью пассажиров. Помыла в комнате общего пользования женщина руки, сняла кольца и забыла их. А кто-то незаконопослушный решил присвоить себе найденное чужое имущество. Кстати, для информации: такие деяния квалифицируются по статье 158 УК РФ – кража. Часто на помощь при раскрытии таких преступлений приходят системы видеонаблюдения. Понятно, что в комнатах общего пользования видеокамер нет, но они есть на выходе из них. Поэтому у правоохранителей существует возможность определить – кто зашел или вышел из комнаты вскоре после пострадавшего.

Если иностранец нарушил закон, то действия сотрудников полиции в отношении его мало чем отличаются от тех, которые предпринимаются в отношении российских граждан.

Что касается криминогенной ситуации, то первое место занимают пропажи багажа. Причем зачастую само преступление происходит в том аэропорту, откуда вылетал пассажир, что сильно затрудняет раскрытие. На втором месте – попытки незаконной перевозки наркотиков. Причем в последнее время занимаются этим материально обеспеченные граждане. Они вшивают пакетики с зельем в шубы, сумки. Здесь уже в дело вступают кинологи. Кинологический центр на 12 служебно-разыскных собак находится на территории аэропорта. Все служебные собаки обучены распознавать по запаху наркотические или взрывчатые вещества. Выборочно проверяют багаж и ручную кладь пассажиров. Но бывает, что какие-то рейсы отрабатываются полностью.

Хлопоты вокруг «бесхоза»

Как работает транспортная полиция в случае обнаружения забытых пассажирами вещей, журналисту «Вечёрки» повезло увидеть своими глазами. В одном из бизнес-центров, прилегающих к главному терминалу Пулкова, обнаружили забытую сумку. Всех обитателей близлежащих помещений мгновенно эвакуировали. На место прибыли инспектор-кинолог со служебно-разыскной собакой. Были вызваны взрывотехники ОМОНа на транспорте. Все действовали абсолютно спокойно, по отработанной схеме. Мощный черный немецкий овчар в качестве приветствия лизнул протянутую ему журналистом руку, после чего улегся у дверей ждать своего выхода. Его время пришло минут через сорок, когда прибыли саперы. Один из них заглянул в комнату, осмотрелся и попросил запустить в помещение собаку. Пес возле сумки не сел – значит, взрывчатки не учуял. После этого уже «бесхоз» осмотрели саперы и, убедившись, что опасности нет, дали отбой. Все от момента обнаружения до снятия оцепления заняло не больше часа, притом что взрывотехникам пришлось добираться в Пулково из центра города.

Когда я покидал Пулково, в аэропорту начинался вечерний час пик. Все службы по обеспечению безопасности работали с максимальной нагрузкой. При этом было отчетливо видно, что делают они свою работу без суеты, не теряя концентрации и не ослабляя внимания.

Ведь чистое небо начинается с работы этих людей на земле.


Фото автора, Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here