Фармацевтический кластер Северной столицы осваивает зарубежный рынок

План развития фармацевтической промышленности России до 2030 года предполагает по сравнению с 2017 годом четырехкратный рост экспорта отечественных лекарств – до миллиарда долларов. Петербургские заводы, не дожидаясь этой даты, уже сегодня активно продают таблетки за границу.

По данным Петростата, фармацевтические заводы Северной столицы за прошлый год увеличили выпуск лекарств на 9,3 процента в деньгах и на 10,4 процента в штуках. 2019 год обещает новые рекорды. Так, согласно отчету компании DSM Group, в этом году объем фармацевтического рынка увеличится на 4 процента и составит 1736 млрд рублей. Быстрыми темпами будет расти и экспорт. Уже сегодня петербургские фармпроизводители начинают осваивать страны Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Лидеры отрасли

Аналитики отмечают, что лидером фармацевтического рынка Петербурга является компания «Биокад». Ее выручка за прошлый год выросла на 39,5 процента и составила 21,7 млрд рублей. Рост финансовых показателей обеспечили продажи препаратов для терапии онкологических заболеваний и аутоиммунных заболеваний. По словам главы «Биокада» Дмитрия Морозова, цель компании – не импортозамещение, а импортоопережение – создание и вывод на российский рынок препаратов, которые только проходят клинические испытания за рубежом. «Мы готовы разрушить миф о России как о колониальном рынке, способном лишь покупать готовые лекарства», – утверждает он. И у «Биокада» это неплохо получается. Уже сегодня десятую часть выручки дает экспорт. В прошлом году, например, «Биокад» продал за рубеж препаратов на два млрд рублей, что в четыре раза больше, чем в 2017 году. Сейчас компания поставляет продукцию в 21 страну мира. В ее планах увеличить продажи в Евросоюзе к 2023 году до 198 млн долларов, а в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и MENA – до 516 млн долларов.

Компания «Герофарм» также хорошо известна на мировом рынке. Она зарегистрировала свои препараты в 14 странах СНГ и ближнего зарубежья. В планах – дальнейшее расширение географии. Среди приоритетных направлений – освоение новых рынков сбыта в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также регистрация оригинальных препаратов компании в Северной Америке, Европе, Австралии и Японии. Кроме того, «Герофарм» планирует наладить поставки своих препаратов в Пакистан, где существуют пять локальных игроков, тео­ретически способных стать партнерами компании по экспорту. По словам главы «Герофарма» Петра Родионова, продавать за рубеж отечественные лекарственные препараты выгодно, так как цены в других странах на аналогичные лекарства, как правило, выше, чем в России.

Продажи растут

Иностранные продажи стали одним из главных драйверов роста и для компании «Полисан». Сегодня фармацевтическая компания активно осваивает рынки Юго-Восточной Азии, поставляя свои препараты во Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Мьянму и Монголию. Всего за прошлый год поставки за рубеж принесли компании 16,5 процента выручки, что на 2,6 процентного пункта больше, чем годом ранее. При этом большая часть экспорта, или 75 процентов, по-прежнему приходится на страны СНГ и только 25 процентов – на дальнее зарубежье. По словам генерального директора компании Александра Борисова, в планах «Полисана» изменить эту ситуацию. «Мы намерены найти партнеров и начать продавать препараты, произведенные в Северной столице, как минимум еще в трех-четырех странах Юго-Восточной Азии, а также развивать регион Латинской Америки», – отмечает он.

Фирма «Активный компонент», специализирующаяся на выпуске фармацевтических субстанций, тоже довольна результатами своей работы. По итогам прошлого года она увеличила продажи на 15 процентов. По словам президента компании Александра Семенова, помог вывод новых продуктов и увеличение присутствия на внутреннем рынке. Экспорт также вырос на 15 процентов и составил 6 процентов от оборота. В планах «Активного компонента» к 2020 году увеличить экспортные поставки фармацевтических субстанций в четыре раза – на сумму около 30 млн долларов. Достичь таких показателей фармпроизводители намерены за счет запуска новой производственной площадки в Пушкине.

Завоевываем рынок

Эксперты утверждают, что фармацевтическая отрасль – одна из наиболее успешно развивающихся отраслей промышленности города. Индекс промышленного производства (ИПП) Петербурга в 2018 году составил 105 процентов. В январе 2019 года ИПП поднялся еще на 4,1 процента. В топ отраслей промышленности, демонстрирующих наибольший рост, в последние годы входит фарминдустрия. По словам директора по развитию аналитической компании RNC Pharmа Николая Беспалова, учитывая текущую экономическую ситуацию и уровень технической оснащенности, у отечественных производителей лекарственных препаратов – большие перспективы. Ведь это они заставляют зарубежных гигантов покорно сносить то, что российские лекарственные препараты все настойчивее теснят их с рынка.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here