Премьерные показы спектакля прошли в Музее Достоевского и в Театре «За Черной речкой»

В название постановки – «Мейерхольд», где режиссер Роман Габриа выступил и автором пьесы, и художником, – вынесено, скорее, понятие, явление, а не буквально фамилия. «Мейерхольд был расстрелян в 1940 году, реабилитирован через 15 лет. Люди о нем что-то слышали, что-то читали, но в массовом сознании его нет», – говорит режиссер.

Мейерхольд интересен Габриа не только как большой художник, реформатор русского театра, но и как человек государственного масштаба, который вел диалог со своей страной, пытался поменять людей нового времени при помощи искусства и был последовательным в своих метаниях.

Спектакль создан силами театральной компании «Открытое пространство», основанной выпускниками курса Григория Козлова в 2006 году. В главной роли – фактурный, эмоционально гибкий Анатолий Журавин, актер Театра «За Черной речкой». Из того же театра универсальный актер Сергей Гвоздев играет и следователя НКВД, и наркома просвещения Луначарского, и завлита театра, и театрального критика, и актера Михаила Чехова. А образ Зинаиды Райх, примы, супруги и соратницы Мейерхольда, элегантно и с достоинством воплощает Алла Данишевская, актриса «Открытого пространства».

Пространство сцены практически свободно: стульчик, столик, на пол наискосок брошен пестрый ковер. Помимо софитов, планшет освещает люстра, и задействованы несколько экранов. Это своеобразная дань конструктивизму 1920-х годов и новшествам, которые ввел в театре Мейерхольд. Это и цитаты из его спектакля «Великодушный рогоносец»: в переносном смысле – в сценографии, в прямом – в тексте.

Видеодизайн играет в спектакле значительную роль. Ироничные и информативные коллажи созданы Александрой Магелатовой. Актриса БДТ им. Товстоногова недавно сыграла Татьяну в радикальной постановке Габриа «Онегин» в «Приюте комедианта», а видеоартом занимается давно и профессионально. Фотографии, хроника, мультипликация, каляки-маляки наподобие «Снов Бананана» из «Ассы» – подбор создает художественный эффект. Но и выполняет практическую функцию: комментирует действие и выявляет дополнительные смыслы. В определенный момент на экране возникает посмертное фото Сергея Есенина – то ли как пугающее напоминание о прошлом Райх, виноватой без вины в гибели бывшего мужа, то ли как навязчивый образ смерти, неотступно преследующий героев спектакля. А вот Мейерхольд держит в руках афишу мхатовской «Чайки», хмыкает, хохочет в голос и брезгливо рвет бумагу на части – это олицетворение протеста против Станиславского и его школы психологического театра.

Порой странноватые и страшноватые картинки, создающие особую атмосферу, подкреплены дерзкой оригинальной электронной музыкой Владислава Крылова. За условную биомеханику и особую пластику в спектакле отвечает специалист по сценическому движению Николай Куглянт – актер Театра «Мастерская». В искусстве эксперимента режиссер считается уже опытным специалистом, в том числе благодаря сотрудничеству с Антоном Адасинским, Максимом Диденко и Театром «АХЕ».

Режиссер признается, что хочет «раскачать свой спектакль на принципы Мейерхольда, потому что нельзя же рассказывать о Мейерхольде методом Станиславского». К тому же с учетом их внутреннего и профессионального конфликта. Ради этого в действие включена, например, сцена общения со зрительным залом. Публику спрашивают: Зачем вы приходите в театр? Чего вы ждете от театра? Что вы думаете о Мейерхольде? Что вы знаете о Мейерхольде? Попытка диалога пока не вполне удается: народ смущается и молчит. Но режиссер намерен продолжать разрушать пресловутую «четвертую стену». Ведь и первые постановки Мейерхольда шли при общем свете в зале – он делал всех и каждого причастными к происходящему на сцене.

Пространственное же решение спектакля придумано таким образом, что может сужаться или расширяться. Сценографический ход позволяет играть как камерно, так и крупно. В числе прочего Габриа ставит задачу сыграть премьеру и в Центре имени Мейерхольда в Москве.


Мария КИНГИСЕПП, фото Александра ПАЛАЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here