Подводим итоги VII биеннале «Архитектура Петербурга»

Событие в Российском этнографическом музее оказалось локальным – не только географически. Выставлялись, читали лекции, проводили «квадратные столы» только петербургские архитекторы. Но, увы, биеннале оказалась локальна и тематически – на выставке было много девелопмента; в дискуссиях скромно – про градостроительное развитие и сохранение наследия и совсем чуть-чуть – про то, какой должна быть архитектура Петербурга в XXI веке.

Нет смысла перечислять показанные на выставке жилые комплексы – как построенные, так проектируемые – в разных частях Петербурга. Во всех случаях в них невооруженным глазом виден диктат заказчика – выдать максимально возможное количество жилых квадратных метров для данного участка.

Планшеты с этими ЖК важны и обязательны на ярмарках недвижимости. Но архитектурная биеннале задумывалась больше десяти лет назад для выстраивания диалога между архитектурным сообществом и всеми горожанами, а не только теми, кто занимается покупкой жилья.

Ради справедливости назовем некоторые исключения. Рафаэль Даянов показал реализованный проект приспособления Никольского рынка под отели, это был повод поговорить о том, что удалось и что не удалось спасти от здания XVIII века. Совместная работа археолога Петра Сорокина и архитектора Юрия Митюрева – концепция музея на Охтинском мысе – снова привлекла внимание к проблеме сохранения археологического наследия – как крепости Ниеншанц, так и более ранних памятников, сохранившихся на этом месте.

Важным разделом на биеннале является так называемая бумажная архитектура, то есть яркие идеи, которые, возможно, повлияют на практику в дальнейшем. Запомнилась дипломная работа Лилии Моргуновой в Академии художеств. Она предложила эскизный проект приспособления под жилье морской нефтяной платформы, когда прекратится добыча с нее черного золота. Олег Манов и Илья Юсупов показали проекты высотных зданий-трансформеров. Они собираются из заменяемых блоков – это могут быть квартиры, общепит, спортзалы и т. д.

Против обычного на выставке не было исторического раздела. Если даже его не успевали подготовить, то выход напрашивался: распечатать в большом формате тексты и фото из 17-го выпуска «Архитектурного ежегодника. Санкт-Петербург», который вышел в день открытия биеннале. Они посвящены Андрею Олю, ленинградскому архитектору-конструктивисту, и Хансу Шаруну, автору здания Берлинской филармонии, с него началось строительство больших современных залов с суперакустикой.

Тем не менее главная тема обсуждений, которая запомнилась из дискуссий биеннале, – это как сохранить исторический центр Петербурга. Триаду Витрувия «польза, прочность, красота» петербургские архитекторы предложили заменить на «безопасность, комфорт, красота». Замена слов продиктована тем, что наш старый жилой фонд стремительно ветшает, нужна полная инвентаризация состояния зданий, чтобы определить очередность ремонтов. Дома-­памятники должны стать заботой государства, остальные – работа для инвесторов. Причем некоторые нормы, в частности по освещенности, должны быть не такими жесткими, как для новостроек. Иначе неизбежны сносы.

Что касается будущего промышленной застройки, то итог длинного разговора о сером поясе таков: его реновация потребует десятилетий. С одной стороны, многие собственники земли не горят желанием с ней расставаться, сдавая в аренду промышленные здания, которые там находятся. С другой стороны, если все отдать девелопменту, то серый пояс быстро превратится в плотный «спальник», вытеснив оттуда заодно все рабочие места.

 Кстати, при обсуждении проблемы развития петербургской агломерации Александр Холоднов, генеральный директор института «Урбаника», высказал оптимистичное предположение, что строительство за КАД жилых высоток экономкласса прекратится из-за падения спроса. И тогда там появится возможность заняться созданием общественных и зеленых пространств.

Главный итог VII биеннале «Архитектура Петербурга» очевиден. Неделя – слишком короткий срок для показов проектов и обсуждения всех проблем. Разговоры о петербургском музее архитектуры идут давно, но пока его нет, нужна хотя бы временная площадка. Таковой может стать любое общественное пространство под крышей, находящееся в собственности города.


Василий ПОСТНИКОВ, фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here