Отмечая свое 120-летие, Политехнический университет представил грандиозные планы

Завтра главный инженерный вуз города, да и, пожалуй, всего Северо-Запада – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – отметит свое 120-летие. Накануне этой круглой даты его ректор Андрей рудской рассказал о том, какой путь развития выбрал для себя Политех и почему сегодня важно стирать границы между студентами и профессионалами.

По словам Андрея Ивановича, главная миссия Политеха – это подготовка специалистов для российской промышленности. При этом надо учитывать переход государства на цифровую экономику, а предприятий – на цифровые технологии и компьютерный инжиниринг. Хороший пример в этом плане – одна из самых быстроразвивающихся отраслей: автомобилестроение. В этой сфере идет постоянная гонка, а по скорости модернизации машины обходят самолеты и даже космические корабли. В Политехе ей уделяют большое внимание.

– Мало кто знает, но Политех принимал участие в создании автомобиля «Кортеж», – рассказывает ректор. – Мы разработали первый в стране цифровой двойник столь сложного объекта. Благодаря этому удалось реализовать проект всего за два года, хотя даже немцы говорили, что это можно сделать лишь за пять – семь лет. Цифровой двойник позволил провести сложнейшие испытания на пассивную и активную безопасность автомобиля, на его поведение в различных ситуациях. Совпадение с реальностью составило более 95 процентов. Мы провели тысячи по сути бесплатных экспериментов и краш-тестов на этом виртуальном автомобиле и внесли ряд совершенствований. Затем испытания проходили в Берлине, и буквально с первого захода – пять звезд безопасности. Это был интеллектуальный и профессиональный «взрыв» на территории всей Европы. Оказалось, что русские умеют проектировать не хуже, чем самые передовые мировые компании.

Другой прорывной пример – из сферы нефтедобычи: создание для Росатома в рамках импортозамещения специального сита для очистки буровых растворов. После четырех лет неудачных попыток за дело взялись специалисты из Политеха и разработали устройство по совершенно новым принципам. На это им потребовалось всего полгода. Конечный продукт соответствует мировым стандартам и вполне может составить конкуренцию зарубежным аналогам.

На производство придет «цифра»

Конечно, далеко не все производства в России готовы сейчас внедрять цифровые технологии. На это повлиял в числе прочего и экономический кризис, который ограничил поступление последних разработок в нашу страну. Так что еще одну свою миссию Политех видит в том, чтобы воздействовать на промышленность через создание на базе вуза федерального «Технополиса». Этот проект уже одобрил президент Владимир Путин.

Как поясняет Андрей Рудской, проблема в том, что сегодня даже хорошо подготовленный выпускник попадает в чуждую среду и не может в одиночку влиять на производство. Наоборот, происходит его адаптация, причем иногда не в лучшую сторону. Второй момент – это оторванность выпускников от реальных технологических процессов. Что же будет происходить в «Технополисе»? Туда начнут приезжать целые команды инженеров по 15 – 20 человек от разных предприятий с конкретной задачей – например, разработать новую универсальную платформу для общественного транспорта. И в течение определенного времени они будут там доучиваться, осваивать новые технологии и уже с их помощью решать эту задачу. Им будут помогать магистры и аспиранты Политеха, которые затем в составе этой команды отправятся работать на производство. Таким образом произойдет слияние инженерной науки и практики, теории и реальной промышленности.

В консорциум вошли уже более пятидесяти предприятий – например, Ростех, Ро­сатом, АвтоВАЗ, Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, Объе­ди­ненная авиастроительная корпорация, МГТУ им. Н. Э. Баумана и многие другие.

– Это те, кто готов с нами сотрудничать в освоении цифрового проектирования, создания цифровых двойников, фабрик будущего. И важно: с дальнейшим отслеживанием жизненного цикла изделия, – поясняет ректор СПбПУ. – Тогда не будет отзыва двадцати тысяч автомобилей с какой-то неисправностью, как сейчас происходит с «Тойотой». Любые ошибки будут отправлять в центр, фиксировать, быстро анализировать и исправлять. Обучение и работа могут длиться год-два-три, в зависимости от сложности. А обратно на производство вернется уже непотопляемый инжиниринговый центр, который будет развивать цифровые технологии в компании. А параллельно с этим в рамках повышения квалификации мы будем вести программы и для руководства этих предприятий – начиная от генерального директора и заканчивая цеховым уровнем. Чтобы они осознали необходимость внедрения новых технологий, поняли, что такое «цифра» в реальности.

Дружим со всеми

Одно из важных направлений деятельности университета – это международное сотрудничество. Политех является партнером нескольких сотен вузов во многих странах мира – в Великобритании, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Китае, Японии, Южной Корее, Белоруссии, Турции, Иране. «Дайте мне карту, и я в любой стране покажу нашего партнера», – шутит Андрей Иванович, подчеркивая при этом, что никакие «политические инсинуации» на дружбе университетов не отражаются.

В последние годы СПбПУ очень тесно сотрудничает со странами Латинской Америки, а также с Китаем. Год назад был открыт информационный центр вуза в Мадриде, через который идет взаимодействие с иберо-американскими государствами, а еще ранее – представительство в Шанхае.

– За последние два года мы открыли Российско-китайский инженерный институт, где готовим около семисот студентов, – говорит ректор. – Два курса бакалавриата они оканчивают в Китае, изучают русский. А в этом году на третий курс уже в нашем Политехе поступили первые полторы сотни этих студентов. Также мы открыли в Китае мощнейший инжиниринговый центр, где создаются изделия по заказу двух стран.


Фото Сергея НИКОЛАЕВА, Татьяны ГОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here