К дереву руку приложил

28

В Михайловском замке открылась выставка «Ксилография в Русском музее», как продолжение серии проектов, посвященных печатным техникам. Прежде были литография, монотипия, гравюра на металле.

Выставку можно назвать «400 лет русской литографии». Самый старый оттиск – «Ангел с чашей» – был создан в 1623 году, самый новый – «Портрет Хлебникова» Григория Кацнельсона – в 2015-м. Выставка построена по хронологическому принципу. Рядом с «Ангелом…» находятся доски XVII века, с которых делали оттиски, в том числе «Зосима и Савватий Соловецкие». Многие доски отреставрированы специально к выставке.

За Древней Русью следуют ксилографии Евстафия Бернадского по рисункам Александра Агина к гоголевским «Мертвым душам». Они были сделаны в 1847 – 1849 годах. В те же годы Василий Матэ сделал ксилографии с авторских эскизов к картине Александра Иванова «Явление Христа народу», мастерски передав фактуру масляной живописи. Другой ксилограф XIX века Лаврентий Серяков создал «фотографическую» серию «Виды Павловска» с точным рисунком и ювелирной передачей полутонов.

В начале ХХ века лидером авторской ксилографии становится Анна Остроумова-Лебедева. В 1900 году она создает «Луну» – цветную ксилографию в четыре доски. Для каждого цвета нарезалась своя доска. Через несколько лет появляются «Летний сад зимой» и «Екатерининский канал».

Стоп. Вы не устали от перечислений? А впереди еще вся классика советской ксилографии – Фаворский, Митрохин, Кравченко, Бисти… Всего на выставке показано 200 произведений.

Уже первые зрители жаловались на перегруженность выставки. Может быть, следовало пожертвовать материалом ради историй. Начать надо, конечно, с «Ангела…» и старых досок. Но сократить поздние оттиски с них. Отдельного зала требовала история иллюстраций к «Мертвым душам». Третьим и последним «узлом» выставки могли бы стать ксилографии первых послереволюционных лет.


Василий ПОСТНИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here